Среднее специальное образование

              


В настоящее время в городе действуют пять учреждений среднего профессионального образования: педагогический колледж и колледж для инвалидов, медицинское училище, пищевой техникум и техникум машиностроения и информационных технологий.

Педагогический колледж является самым старым средним учебным заведением в городе. Подготовка учительских кадров в нашем городе началась еще в дореволюционное время, когда в 1882 г. при женской гимназии был открыт педагогический класс, выпускницам которого присваивалось звание учительниц начальных и приходских училищ. В 1912 г. на базе этих классов была открыта женская учительская семинария, получившая в 1921 г. статус педагогического техникума по подготовке учителей начальной и неполной средней школы, библиотекарей, политпросветработников и киномехаников. В 1930 г. открылось дошкольное отделение, выпускники которого сыграли большую роль в становлении общественного дошкольного воспитания в Сарапуле. В 1937 г. техникум стал педагогическим училищем. После Великой отечественной войны на базе педучилища в течение пяти лет действовал учительский институт. В 1955 г. институт вновь стал педагогическим училищем, а в 1995 г. педучилищу был присвоен статус педагогического колледжа. Сегодня здесь созданы все необходимые условия для успешного обучения студентов: просторные кабинеты, два компьютерных класса с выходом в Интернет, информационный центр для студентов и преподавателей, столовая и комната отдыха, актовый и спортивный залы. В колледже работают спортивные секции и различные кружки по интересам. Студенты колледжа активно участвуют в научно-практической и исследовательской работе, успешно защищают дипломные работы, всегда бывают в числе лучших участников республиканских и городских студенческих фестивалей.

В 1938 г. в Сарапуле открыта школа медицинских сестер с двухгодичным сроком обучения. В 1939 г. учебное заведение получило статус фельдшерско-акушерской школы, а в 1954 г. - статус медицинского училища. Сегодня Сарапульское медицинское училище занимает прочную позицию в системе среднего профессионального образования Удмуртской Республики. Ведется качественная подготовка медицинских кадров, внедряются инновационные технологии обучения, постоянно совершенствуется профессиональное мастерство педагогов. В училище созданы все условия для подготовки квалифицированных специалистов: есть лаборатория для проведения практических занятий, компьютерный класс, спортивный и актовый залы, библиотека, общежитие, работают кружки художественной самодеятельности, спортивные секции, есть своя команда КВН. Студенты принимают активное участие в республиканских конкурсах профессионального мастерства, в республиканских олимпиадах, межрегиональных научно-практических конференциях и форумах, за что неоднократно отмечались дипломами, Почетными грамотами и ценными подарками.

В 1942 г., в связи с эвакуацией в Сарапул Ленинградского, Саранского, Яранского и Локотского техникумов, начал свою работу техникум пищевой промышленности, сохранивший основные специальности по подготовке специалистов для пищевой промышленности до наших дней. Сегодня техникум – это талантливые педагоги, учебные кабинеты и лаборатории, оснащенные современным оборудованием, современный компьютерный класс, библиотека, спортивный и актовый залы, столовая, общежитие. Много внимания уделяется творческой и исследовательской деятельности студентов, гражданско-патриотическому воспитанию. Учащиеся имеют возможность прохождения практики на пищевых предприятиях Сарапула, других городов Удмуртии, Башкортостана, Татарстана, Марий-Эл.

В 1943 г. в городе была организована профессиональная школа-интернат для инвалидов Великой Отечественной войны, основной задачей которого было профессиональное обучение и переподготовка инвалидов с целью последующего их трудоустройства. В 1964 г. школа была реорганизована в училище-интернат для инвалидов, получившее в 1970 г. статус техникума, а в 1996г. – статус колледжа для инвалидов. Сегодня это учебное заведение является единственным в Уральском регионе социально педагогическим учреждением для профессиональной, медицинской и социальной реабилитации лиц, утративших здоровье. Отношения в образовательном процессе строятся на принципе доверия и поддержки. Одной из основных задач образовательной деятельности специалисты колледжа видят в создании условий для раскрытия профессиональных качеств личности, способностей и наклонностей студента. Для достижения этих целей планируется и реализуется целая система мероприятий - это проведение декад профессиональных знаний, олимпиад по специальности, интеллектуальных игр. Традиционным стало проведение Дня делового этикета, научно-практических конференций с приглашением специалистов предприятий города. В течение всего учебного года ведутся факультативы, кружки по интересам студентов. Активным участником городских и республиканских конкурсов является «Театр моды» швейного отделения колледжа, неоднократно занимавшего призовые места.

В 1920 г. на базе сельскохозяйственного техникума начало свою работу лесное отделение, которое в 1929 г. было выведено как самостоятельное учебное заведение – лесомеханический техникум, выпускающий техников-технологов по деревообработке и механиков по обслуживанию автомобилей, а с 1958 г. еще и техников-электриков. В 1961 г. лесомеханический техникум был переименован в механический, а с 1998г. он получил название «Промышленно-экономический техникум».

В 1944 г. открыт электромеханический техникум, который готовил специалистов по производству радиоаппаратуры для работы на эвакуированном из Москвы радиозаводе им. Орджоникидзе. В 1990 г. техникум получил название «Колледж радиоэлектронного приборостроения».

В 1971 г. в Сарапуле открыт электротехнический техникум для подготовки кадров для электрогенераторного завода, получивший позднее название «Авиационный техникум».

В 2007 г. по распоряжению Правительства РФ были объединены «Сарапульский авиационный техникум», «Сарапульский промышленно-экономический техникум» и «Сарапульский колледж радиоэлектронного приборостроения». В результате реорганизации образован «Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий». Сегодня в техникуме осуществляется подготовка специалистов по 17 специальностям технического, социально-экономического и гуманитарного направлений, а также переподготовка работающего населения по 25 профессиям. Параллельно студенты имеют возможность получить дополнительную профессию, что способствует повышению их конкурентоспособности.

Техникум имеет три учебных корпуса, хорошо оснащенную материально-техническую и спортивную базу, учебно-вычислительный центр. Производственные практики проводятся на базовых предприятиях города: ОАО «СЭГЗ», ОАО «СРЗ – Холдинг», ОАО «КБ 21 века», ООО «Элеконд». Студенты и преподаватели техникума – активные участники республиканских олимпиад по различным специальностям и дисциплинам, межрегиональных научно-практических конференций и форумов.

Начальное профессиональное образование

В настоящее время в городе действуют три учреждения начального профессионального образования: профессиональные училища № 11 и № 29 и профессиональный лицей № 26.

Первым учреждением начального профессионального образования в Сарапуле была низшая ремесленная школа, открытая в 1898г. и обучающая сапожно-башмачному мастерству. К 1917 г. на территории Сарапульского уезда работало пять ремесленных школ и торговая школа им. Ломоносова.

После революции в 1919 г. в Сарапуле создается подотдел по производственному обучению в ремесленных школах и училищах. Основными типами подготовки в эти годы становятся школы ФЗУ, профессионально-технические школы, школы крестьянской молодежи и учебно-производственные мастерские. Одна из школ ФЗУ в 1940 г. становится ремесленным училищем № 5, где наряду с обувными специальностями обучают специальностям по деревообработке. В связи с эвакуацией в Сарапул в годы Великой отечественной войны металлообрабатывающих предприятий, училище начинает подготовку специалистов по машиностроению: токарей, фрезеровщиков, слесарей. В 50-е гг. в связи с организацией профтехучилища № 11 из обучения выводят деревообрабатывающие специальности и открывают группы по подготовке кадров для ЗИО и ЭГЗ.

В 1934 г. в Сарапуле на базе школы крестьянской молодежи открылась школа комбайнеров, преобразованная в 1938 г. в школу механизации сельского хозяйства, и ставшая впоследствии средним профессиональным техническим училищем № 26.

В 1945 г. руководство швейной фабрики приняло решение открыть школу фабрично-заводского ученичества, которая в 1962 г. была переведена в систему ПТО УАССР и получила наименование «Городское профессионально-техническое училище № 13». В 1969 г. в училище началась подготовка кадров для хлебокомбината и кондитерской фабрики.

В 1954 г. была открыта школа ФЗО № 5 на базе СМУ-4, позднее преобразованная в строительное училище № 11. За годы существования училища из его стен выпущено более 10 000 строителей. Сегодня училище - это современный просторный комплекс, включающий в себя: учебный корпус для проведения теоретических занятий, корпус учебно-производственных мастерских, где ребята постигают азы рабочего мастерства, административно-бытовой корпус, где располагаются столовая, большой спортивный зал, библиотека и актовый зал. Кроме того, в училище имеется спортивный стадион и общежитие для иногородних учащихся. В училище работают спортивные секции и кружки прикладного и технического творчества, есть возможность заняться художественной самодеятельностью, развивая свои творческие способности.

В 1977 г. в связи с развитием в Сарапуле завода «Элеконд», специализирующегося на производстве конденсаторов для изготовления радиоаппаратуры, средств связи, специальной техники, было открыто профессиональное училище № 29. За 30 лет в училище подготовлено более 5000 квалифицированных рабочих. С 1982 года училище располагается во вновь построенном учебном комплексе. Сегодня в арсенале училища – великолепно оснащенные учебные кабинеты и лаборатории; мастерские, оснащенные высококачественным оборудованием, спорткомплекс, столовая, общежитие. В училище оборудован современный компьютерный класс, укомплектованный мощными компьютерами и современной оргтехникой. Тесные деловые отношения связывают училище с Сарапульской швейной фабрикой, благодаря которой в стенах ПУ-29 появился настоящий пошивочный цех, оборудованный современными станками и с Сарапульским электрогенераторным заводом, где ребята на практике постигают азы рабочих профессий.

В 2006 г. путем соединения трех профессиональных училищ Сарапула: №№ 5, 13 и 26 было образовано государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 26». Главной целью реорганизации было создание более обеспеченной материально-технической базы и благоприятных условий для подготовки рабочих кадров. Квалифицированные педагоги, оснащенные всем необходимым оборудованием кабинеты, лаборатории и производственные мастерские, один из лучших в республике класс информатики и вычислительной техники – вот далеко не полный перечень условий, созданных в лицее для подготовки грамотных специалистов. Учащиеся ежегодно занимают призовые места на республиканских конкурсах профмастерства и олимпиадах по общеобразовательным предметам, ведут активную творческую жизнь, побеждают в спорте. Училище активно сотрудничает с «СРЗ-Холдинг», ОАО «СЭГЗ», ОАО «Сарапульская швейная фабрика».

Литература:

Ульянова, С. Сегодня – студенты, завтра – профессионалы: [участие студентов СПОУ в региональном этапе Всероссийского чемпионата «Профессионалы»] / С. Ульянова, Т. Зеленина // Красное Прикамье – 2023. – 20 апреля. – С. 1, 8.: фото.

Зеленина, Т. Опыт – лучший наставник: [Х Межрегиональная ярмарка социально-педагогических инноваций состоялась в Сарапуле] / Т. Зеленина // Красное Прикамье. – 2023. – 20 апреля. – С. 9.: фото.

Мельников, А.А. Сарапул просвещенный / А.А. Мельников. - Сарапул, 2007. – 184 с.: ил.

Розова, М. К приему студентов готовы. В нашем городе пять средних профессиональных образовательных учреждений/ М. Розова // Красное Прикамье. – 2020. – 27 авг. – С. 6.

Смолина, Н.П. Новые технологии в организации и управлении образовательной деятельности Н.П. Смолина // Профессиональное образование в Удмуртской Республике. - Ижевск, 2008. - С.20-21.- (Прил. к журн. «Вестник образования и науки УР»).



Назад