Старообрядчество


Определённую роль в истории Прикамья сыграли события, связанные с церковными реформами патриарха Никона в 1653–1667 гг. "Исправление" православных обрядов и богослужебных книг привело к мощному внутреннему конфликту - по мнению специалистов, реформы Никона отвергло около трети населения России. Не принявшие нововведений раскольники бежали на восток вдоль Камы. Сарапул стал своеобразным перевалочным пунктом для беглых крестьян, авантюристов и переселенцев. В Среднем Прикамье, практически равноудалённом от крупных православных центров, широко распространились различные течения старообрядчества. Даже в конце XIX в. Н.Н. Блинов характеризовал сложившуюся непростую религиозную ситуацию как «брожение» и «равнодушие к вере».
       В Сарапуле было много представителей «единоверия» - вероисповедного состояния, занимавшего середину между старообрядчеством и господствующей Православной Церковью. В 1848 г. в Сарапуле был построен единоверческий храм Николая Угодника. С 1896 г. в городе существовало особое единоверческое благочиние. В 1920-е гг. единоверие практически исчезло.
       В Сарапуле также существовала большая группа представителей «Сарапульской Общины старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой митрополии», зародившейся в 1840-х гг. на территории Австро-Венгрии. В 1907 г. только по Сарапульскому викариатству было 31 677 старообрядцев. К числу старообрядцев принадлежало немало богатейших купеческих семей Сарапула. Это очень беспокоило церковные и светские власти. С 1840-х гг. в Вятке действовал секретный совещательный комитет с целью «соединить дух терпимости с необходимыми мерами строгости» по отношению к старообрядцам. Именно по заданию данного комитета советник Вятского губернского правления М. Е. Салтыков (Щедрин) посещал Сарапул в 1854 и 1855 гг., расследуя дела о старообрядцах.
       В начале ХХ в. произошли перемены в отношении официальной власти к старообрядцам, которых перестали преследовать и приравняли к православным. В 1912 г. была построена первая каменная старообрядческая церковь – Никольская (современная церковь Блаженной Ксении Петербургской).
       К Октябрьской революции 1917 г. отношение различных старообрядческих толков и направлений было в основном враждебным. Поэтому в дальнейшем представители старообрядчества подвергались суровым репрессиям.
       Современное старообрядчество отличается от старообрядчества традиционного, сохранив лишь его внешние атрибуты. И всё-таки возрождение старообрядческих традиций происходит. 14 августа 2008 г. Никольской старообрядческой общиной Сарапула (около 50-ти человек) был установлен памятный крест на месте будущего строительства храма в честь Святителя Николая.

>Лысков, Михаил. Как строили храм: [из истории строительства в нач. ХХ в. Свято-Никольского старообрядческого храма в Сарапуле] / М. Лысков // Красное Прикамье. – 2011. – 13 окт. – С. 5. – (Сарапул – Единственный в России!).

Субботина, М. Староверы будут строить храм / М. Субботина // Удм. правда. – 2008. – 3 сент. – С. 5.

Тимофеева, А. У старообрядцев будет свой храм: [о начале строительства храма свт. Николая в г. Сарапуле] / А. Тимофеева // Красное Прикамье. – 2008. – 19 авг.

Лысков, М. Как строили храм: [об истории строительства Свято-Никольского храма в Сарапуле в нач. ХХ в.] / М. Лысков // Красное Прикамье. – 2011. – 13 окт. – С. 5. 



Назад