Имена художников братьев Сведомских – Павла Александровича и Александра Александровича в начале ХХ века были широко известны как в России, так и за рубежом. О них рассказывали известнейшие энциклопедические издания - словари Брокгауза и Ефрона, братьев Гранат. Репродукции их картин воспроизводили лучшие отечественные журналы.
Жизнь братьев Сведомских была тесно связана с Сарапулом. Недалеко от нашего города располагалось их родовое поместье - Завод Михайловский, которое они впоследствии унаследовали. Здесь они начали учиться рисованию. Пейзажи окрестностей Завода Михайловского, портреты обитателей усадьбы, зарисовки крестьянского быта стали сюжетами многих картин Павла и Александра Сведомских.
Младший из братьев Сведомских - Павел Александрович - родился 7 июня 1849 году в Санкт-Петербурге, в семье титулярного советника, лесничего А.П. Сведомского.
После окончания гимназии Павел и Александр учились в Горном корпусе в Санкт-Петербурге. Затем они вместе с матерью уехали в Германию, где поступили в Дюссельдорфскую Академию художеств. Павел Александрович обучался там по классу исторической и жанровой живописи. Вскоре братья Сведомские перешли в мастерскую известного венгерского художника-реалиста М. Мункачи.
В 1875 г. П.А. Сведомский поселился в Риме, посетив до того Венецию, Милан, Флоренцию, Неаполь. Живя в Италии, он, вместе с братом Александром Александровичем каждое лето возвращался в своё родовое имение Завод Михайловский близ Сарапула, где много работал, писал местные пейзажи, портреты своих служащих, эскизы и исторические полотна, черпал сюжеты и образы для будущих картин.
П.А. Сведомский работал в русле позднего академического искусства. Его творчество, как и многих других русских художников, работавших в Италии, органично вписалось в контекст европейского искусства. Круг сюжетов и тем был продиктован жизнью в Риме, соединившем в своих духовных пространствах тысячелетия и века, историю и современность.
Творчество П. А. Сведомского разнообразно по жанрам. Он создал серию больших исторических полотен («Школа невольниц», «Юлия, дочь Августа, в ссылке», «Сократ у дверей Ксантиппы»,«Фульвия и голова Цицерона»). Картина « Медуза» (1882) была куплена П.М. Третьяковым и при жизни коллекционера находилась в экспозиции галереи.
В последние годы жизни Павел Александрович обратился к отечественной истории и жанровой живописи («Бедная невеста»; «Юродивый», «Вечер», «Пожар в Москве, 1812 год», «Казнь Ермака»).
Особое место в жизни и творчестве художника занимает участие в росписях Владимирского собора в Киеве, где его вклад в общую работу значителен. П.А. Сведомский написал шесть больших картин, посвященных последним дням земной жизни Христа («Голгофа», «Моление о чаше», «Суд Пилата»), расписывал плафоны собора. Само приглашение на выполнение указанного заказа - свидетельство большого мастерства живописца. Действительно, П.А. Сведомский был художником европейского уровня, академистом по образованию и основному творческому направлению.
Павел Александрович Сведомский был членом Петербургского общества художников, регулярно отправлял свои работы на выставки в Петербург и другие города Европы, где часто получал медали за свои полотна.
В 1879 году он получил звание «почётного вольного общника» и был удостоен Академией художеств серебряной медали за картины «Москва горит» и «Дочь Камелии».
Произведения братьев Сведомских оказались разбросанными по разным музеям, странам, континентам. В России работы художников хранятся в музеях Омска, Томска, Казани, Петербурга, Кирова, Киева, Горловки, Сарапула, Нижнего Новгорода, Перми. Полотна художников в свое время покупал известный собиратель отечественного искусства П.М. Третьяков для своей знаменитой художественной галереи. Картины Сведомских любили покупать американские коллекционеры, многие их работы переходили в частные коллекции. Время от времени произведения Сведомских появляются и на современных аукционах.
Несколько произведений П.А. Сведомского находятся в фонде Музея истории и культуры Среднего Прикамья. Среди них: «Занавес с видом Михайловского Завода», «Прибой», «Вечер» (этюд), «Казнь Ермака» (эскиз). В Третьяковской галерее находятся пять картин П.А. Сведомского, в том числе «Медуза», «Крестьянский двор», «Жакерия», «В мастерской масок».В Пермской художественной галерее – картины «Две римлянки с бубном и флейтой» и «Москва горит!», посвященная событиям Отечественной войны 1812 года.
П.А. Сведомский скончался 27 августа 1904 года в Риме.
Литература:
Шитова, М. Открывая сокровища музейных фондов:[о картине П.А. Сведомского «Казнь Ермака», хранящейся в фондах Сарапульского музея-заповедника] / М. Шитова // Красное Прикамье. – 2022. – 13 мая. – С. 5: фот.
Сведомские. Завод Михайловский: хроника событий и фактов / ред.-сост. В.И.Якунцов. – Чайковский, 1999.
Конюхова, В. Шедевры искусства:[к 170-летнему юбилею Павла Сведомского]/В.Конюхова//КрасноеПрикамье.-2019.-27июня.-С.13.
Якунцов, В. С молотка - оптом и в розницу - "ушли" из Сан - Ремо картины Сведомских / В.Якунцов // Красное Прикамье. - 2011. - 6 янв. - С.5.
Сведомские // Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 602-603.
Пузанова, Н. На лодке через Каму: из Михайловского Завода в Сарапул / Н. Пузанова // Удмуртская правда. – 2007. – 3 июля.
Жилин, С. Таинство рода / С. Жилин // Московский комсомолец в Ижевске. – 2003. - № 49. – С. 19.
Лапочкина, Л. Затерянный мир, или Командировка в рай: [об усадьбе «Славянский двор», имении художников Сведомских] / Л. Лапочкина // Красное Прикамье. – 2001. – 7 июня.
Конюхова, В. «Каков таков был художник Павел Сведомский?» / В. Конюхова // Красное Прикамье. – 1999. – 3 авг.
Шитова, М. Художники Сведомские и Беркутовы / М. Шитова // Красное Прикамье. – 1996. – 18 мая.