Центральной городской библиотеке имени Н.К. Крупской, старейшей библиотеке Прикамья в 2025 году исполняется 190 лет. 105 лет Центральной детской библиотеке

Пресса на все интересы

Лякина. Вечный бой.jpg

В мире есть немало загадочных мест, но, наверное, ни одно из них так густо не овеяно древними тайнами, как Мамаев курган. Сейчас одно название этого легендарного кургана вызывает гордость у каждого человека, помнящего о боевой славе предков и жертвах Великой Отечественной войны. Кровавые сражения в течение 200 дней, во время которых высота переходила из рук в руки, унесли жизни более 35 тысяч человек, погибших на этой сравнительно небольшой территории. Очевидцы вспоминали, что склоны кургана были настолько плотно забиты осколками снарядов, что трава здесь впервые смогла пробиться  только в конце 1950—х годов. В те страшные дни 1942  года на залитых кровью склонах высоты 102(так называли Мамаев курган) решался исход войны, а может быть, даже судьба всего человечества. Сражение завершилось разгромом советской армией фашистских войск 26 января 1943 года. После войны на Мамаевом кургане был построен мемориальный комплекс.

Лякина, Елена. Вечный бой Мамаева кургана / Е. Лякина // Тайны ХХ века. – 2025. -              № 19. – С. 20-21.

 
    
Регинин.СМЕРШ.jpg

Вряд ли можно найти другую структуру  органов госбезопасности, вокруг которой было столько мифов. Репутация СМЕРШ как репрессивного органа часто преувеличивается. В статье подробно рассказывается об истории и деятельности СМЕРШа. Организация была создана 19 апреля 1943 года, и название ей придумал лично Сталин. СМЕРШ создавался для борьбы с разведчиками и диверсантами – этим он и занимался. За все годы войны вражеская разведка не смогла получить ни одного важного плана советского наступления, не удалась ни одна крупная диверсия. Вопреки сложившемуся заблуждению, большинство смершевцев служили не в тылу, а на передовой. СМЕРШ  не имел никакого отношения к преследованию мирного населения. Органы СМЕРШ не могли приговорить кого-либо к тюремному заключению или к расстрелу, они не являлись судебными органами, они вели дознания и следствия, а приговоры выносил Военный трибунал или особое совещание при НКВД.  Вообще оперативный сотрудник контрразведки в среднем служил три месяца – дальше или погибал, или получал ранение. И особых льгот у служащих контрразведки не было…

Регинин, Александр. СМЕРШ. Правда и вымысел о военной контрразведке / А. Регинин

// Тайны ХХ века. – 2025. - № 20. – С. 4-5.

   
Минаева. Личные враги.jpg

За время Великой Отечественной войны в список личных врагов бесноватого фюрера попали многие деятели культуры, военные и политики многих стран мира. Пополнили этот список и советские художники, известные под псевдонимом Кукрыниксы, рисовавшие карикатуры на верхушку Третьего рейха. Легендарный псевдоним объединяет трех советских художников: М. В. Куприянова, П.Н. Крылова и Н.А. Соколова. С  первого дня начала войны их карандаши с полным правом можно приравнять к штыкам, которыми они разили врага и поднимали боевой дух бойцов Красной армии. Одновременно художники сочиняли листовки для немецких солдат, которые служили немцам пропусками для сдачи в плен… В 1945-м году Кукрыниксы были аккредитованы в качестве корреспондентов на Нюрнбергском процессе. Там они воочию увидели персонажей своих карикатур сидящими на скамье подсудимых. Цикл рисунков, выполненных в зале суда, получил широкое распространение. Обвиняемые прятали лица от художников. Итогом стала общая картина «Обвинение», написанная в 1967 году. Она выставлена в Третьяковской картинной галерее.

Минаева, Ирина. Личные враги Гитлера: три художника стали символом борьбы с фашизмом / И. Минаева // Загадки истории. – 2025. - № 16. – С.6-7.

     
Никитин. Темная сторона.jpg

Мы едва успели привыкнуть к голосовым помощникам, а нейросети преподносят нам все новые сюрпризы. Хорошо и удобно, когда можно задать вопрос «в пустоту» и тут же получить развернутый ответ. Замечательно, когда можно сесть в автомобиль, назвать адрес и спокойно развалиться на сиденье, потому что автомобиль беспилотник. Но это малая и видимая сторона искусственного интеллекта, то, для чего, собственно, он был изобретен. Однако пользователи замечают странные вещи, явно не предусмотренные создателями искусственного разума. Например, обнаружилось, что два чат-бота одной из социальных сетей начали общаться между собой на ими самими придуманном языке. Внедренный в ряд медицинских учреждений ИИ вскоре начал с пугающей точностью предсказывать дату смерти пациентов без объяснений самого процесса. Военные, решившие «поиграть» с ИИ с точки зрения планирования возможных конфликтов, получали пугающие советы, начиная от убийства, собственно оператора ИИ и заканчивая как можно скорейшим началом ядерной войны. На фоне всего этого становится немного страшно…

Никитин, Игорь. Темная сторона искусственного интеллекта / И. Никитин // Тайны ХХ века. – 2025. - № 19. – С.3.

     
Петров. Загадки электрических.jpg

С электричеством человек встречался на протяжении веков. На пути исследования этого явления сделано множество полезных открытий, но до наших дней электричество остается во многом загадочной формой энергии. Кого-то электричество «бьет», кого-то убивает, а кто-то способен выдерживать сильнейшие удары током. Но встречаются феномены, которые сами способны генерировать электрический ток.  Следует признать, что явление это довольно редкое, однако отрицать его существование нельзя. Например, в 1998 году в 33-летнюю англичанку Ники ударила молния. После этого мать двоих детей превратилась в настоящую динамо-машину – она стала источником мощнейшего электрического поля. Стоило ей пройти мимо телевизора, как у него переключались каналы. В супермаркетах ломались электронные кассовые аппараты, а однажды даже вырубилась вся компьютерная система учета покупок. Есть «электрические люди» и в России…

Петров, Владимир. Загадки «электрических людей» / В. Петров // Тайны ХХ века. – 2025. - № 19. – С.28-29.

     
Никулин. Паве Третьяков.jpg


Вклад Павла Третьякова в историю русского искусства сложно переоценить. Он был уникальным коллекционером. В отличие от собирателей, видевших в покупке картин лишь выгодное вложение  капитала, Третьяков ставил перед собой отнюдь не коммерческие цели. Он зарабатывал большие деньги и мог жить вполне комфортно, но деньги для него не были самоцелью.

В 20 лет Третьяков посетил Эрмитаж, где увидел настоящие шедевры живописи. Он был поражен великолепием картин выдающихся мастеров и понял, что хочет собрать собственную коллекцию. Эту мечту Павел Михайлович воплощал в жизнь в течение 40 с лишним лет. Он за свой счет построил для собранной коллекции здание – галерею. А в 1892-м меценат передал коллекцию вместе со зданием городу. Так появилась знаменитая Третьяковская галерея, ставшая – без преувеличения – одним из самых узнаваемых символов нашей страны. Сам Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почетного гражданина Москвы.

Никулин, Илья. Павел Третьяков: служение искусству / И. Никулин // Русская история. – 2025. - № 6. – С. 20-21.