5842-2.jpg

Михнова И. Б. Пространство возможностей. Заметки на полях библиотечного дела: cб. полемич. статей. - М.: Рос. гос. б-ка для молодежи, 2017. - 132 с., ил. 

Автор заостряет внимание на проблемах, с которыми сталкивается современная библиотека в естественном стремлении привлечь к себе самую перспективную (но и наиболее независимую в своих предпочтениях и оценках) категорию населения – молодёжь от 14 до 30 лет. Книга адресована руководителям и специалистам библиотечного дела, а также специалистам по работе с молодёжью, студентам и всем тем, кому небезразлична судьба российских библиотек.


600x600.jpgКотова М.А. Творческий блокнот библиотекаря. Новые формы библиотечной работы. М.: Библиомир, 2019. 208 с.

Книга описывает более 30 форм библиотечной работы, даны методические рекомендации и подсказки по их организации и проведению в библиотеке.
Важно отметить, что все практики выстроены вокруг книги и чтения. Они помогают сформировать новый профессиональный взгляд на деятельность библиотеки.


33.jpg

Опарина, Надежда Прокопьевна. Как сотворить интересный сценарий [Текст] : рецепты для начинающих и продвинутых специалистов : [учебно-методическое пособие] / Н. П. Опарина. - Москва : Либер-Дом, 2017. - 127 с. - (Библиотекарь и время. XXI век : 100+100 выпусков / отв. ред.: О. Р. Бородин ; № 162). - Библиогр.: с. 84-87 (79 назв.). - ISBN 978-5-990-5989-9-7 : Б. ц.

В учебно-методическом пособии систематизируется сценарная практика общедоступных библиотек. Рассмотрены теоретические подходы к созданию сценария, общие и специфические особенности драматургии библиотечных мероприятий. Даны рекомендации, позволяющие освоить технологию составления сценария библиотечного мероприятия на примере праздничных, зрелищных, конкурсно-игровых программ, литературно-музыкальных композиций. В приложениях приведены опробованные образцы сценариев. Пособие поможет студентам и библиотекарям-практикам постичь основы сценарного творчества, что является важной составляющей их профессиональной деятельности.



1616.jpgСовременный читатель в зеркале исследовательских проектов общедоступных библиотек : сборник материалов исследований / РНБ ; [сост.: Л. В. Глухова, А. Г. Макарова, А. С. Степанова] ; [научн. ред. В. В. Ялышева] ; [редактор С. А. Давыдова] ; [вступ. ст. С. А. Басова]. — СПб : РНБ, 2018. — 224 с.
В сборник включены работы участников Всероссийского конкурса для библиотек "Изучаем чтение", который в 2017 г. провели Секция по чтению, Секция детских библиотек и Секция публичных библиотек Российской библиотечной ассоциации совместно с Российской национальной библиотекой и Российской государственной детской библиотекой. Представлена практика исследовательской деятельности в сфере изучения чтения молодежи и взрослых региональными и муниципальными библиотеками России за последние пять лет. Материалы сборника дают представление о современной картине чтения в российских библиотеках, значении библиотек как универсальных учреждений культуры, просвещения и социальной памяти регионов. Издание предназначено для специалистов библиотечного дела, педагогов и студентов, социологов, культурологов, интересующихся проблемами чтения в современном обществе.


новая книгасУКИАСЯН.jpgСукиасян Э. Р. Библиотека. Книга. Читатель : избр. ст. 2005–2020 гг. / Э. Р. Сукиасян. − Санкт-Петербург : Профессия, 2020. − 480 с.

Сборник сохраняющих актуальность публикаций Э. Р. Сукиасяна за период с 2005 г., посвященных современному состоянию и динамике развития библиотечного дела в России и за рубежом. Отобраны (из десятка профессиональных журналов, материалов пяти конференций) наиболее острые по тематике, публицистические статьи и выступления автора — ветерана библиотечного дела (более 60 лет в профессии, избранной в школьные годы). Для широкого круга библиотекарей-практиков, руководителей и специалистов библиотек, преподавателей и студентов.


22.jpgЛадожина Т.Н. Информационная культура: содержание и методика освоения: практ. пособие. - М.: Либер-Дом, 2016. - 111 с.

Пособие способствует адаптации учащейся молодежи в современном информационном пространстве на уровне, достаточном для полноценного освоения учебной программы высшей школы: приобретению студентами знаний, умений, навыков информационного самообеспечения их учебной и научно-исследовательской деятельности. Издание включает разделы, посвященные составлению библиографического описания документов; стратегии самостоятельного и наиболее эффективного поиска информации в электронных и печатных ресурсах и систематизации данных; методам ее аналитико-синтетической переработки; технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и исследовательской работы (конспектов, рефератов, докладов и др.).

Пособие предназначено для студентов, преподавателей вузов и колледжей, а также для библиотекарей-практиков. Его можно рассматривать как инструмент практического тренинга, необходимого для успешного выполнения учебных заданий по всем предметам


Эффективная библиотека : как обустроить библиотеку и сделать ее нужной людям : практическое руководство Михнова, Ирина Борисовна. Эффективная библиотека : как обустроить библиотеку и сделать ее нужной людям : практическое руководство / Ирина Михнова, Антон Пурник. – Москва : Российская государственная библиотека для молодежи, 2018. – 432 с. : цв. ил.

Книга является своего рода практическим руководством по библиотечному маркетингу. Максимально полно рассказывает о том, как сделать библиотеку эффективной и современной, сформировать сообщество лояльной аудитории. Основу её составила деятельность Российской государственной библиотеки для молодёжи и ЦБС «Киевская» (Москва). 



Коновалова, Л.А. «Воспитание гражданина». Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в библиотеках :методические рекомендации / Л.А. Коновалова - Сарапул, 2015. - 44 с.

В пособии даны методические рекомендации библиотекарям по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, рекомендательный список сценариев, новых книг о войне, поступивших в ЦГБ им. Н.К. Крупской.

 


В помощь библиотекарю.«Читайте.Изучайте. Применяйте.»

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО КУЛЬТУРЕ И БИБЛИОТЕЧНОМУ ДЕЛУ

2023 г.

 

Библиографический список
статей из журналов.


Политика государства в области библиотечного дела

1. Гронский, В. Г. Библиотеки в государственной культурной политике Российской Федерации / В. Г. Гронский, В. Р. Фирсов // Библиотековедение. - 2023. - Т. 72, № 3. - С. 199-212.

Проанализированы изменения в государственной культурной политике последних трех десятилетий и роль библиотек в ее реализации. Определены базовые конституционные нормы, закрепляющие полномочия государственных органов различного уровня в сфере культуры. Выделены два основных этапа государственной культурной политики:1) с 1992 г. (принятие «Основ законодательства Российской Федерации о культуре») до 2014 г.; 2) с 2014 г. (Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики») по настоящее время. Представлена связь законодательства в сфере культуры и законодательства в сфере библиотечного дела.

 

Современное состояние библиотечного дела

2.  Посредникова, А. А. Библиотеки будущего: инновации и технологии / А. А. Посредникова // Научная палитра . - 2023. - № 2 (40). - 8 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54241548 (дата обращения: 20.08.2023).

Статья посвящена исследованию будущего библиотек, анализу тенденций и векторов их развития. В работе рассматриваются вопросы, связанные с использованием новых технологий и инноваций в библиотечном деле, а также их влияние на повышение качества обслуживания пользователей. Также в статье рассматриваются рекомендации, следование которым позволит библиотекам адаптироваться к изменяющейся среде.

Адрес ресурса: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54241548

Библиотечные технологии

3. Рудометов, Е. От буквы - к цифре : средства хранения информации в библиотеках: эволюция и инновации / Е. Рудометов // Библиотечное дело. - 2023. - № 12. - С. 8-11.

Прослеживается эволюция средств хранения информации в библиотеках, уделяется внимание современным технологиям хранения.

Программно-проектная деятельность библиотек

4. Филина, М. Азбука библиотечного проектирования : руководство для начинающих грантрайтеров. Ч. 1 / М. Филина // Библиополе. - 2023. - № 5. - С. 9-16.

Рассмотрены основные положения написания проектов. Приведены примеры проектной деятельности в библиотеках Северодвинской МБС (Архангельская область).

Дизайн помещений библиотеки

      1. Циликина, П. С.  Библиотека для слепых и слабовидящих людей как центр информации, реабилитации и досуга / П. С. Циликина Е. Б. Коробий // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. - 2023.

-     Т. 2. - С. 236-241... - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53985068 (дата обращения:

20.08.2023)      .

Рассматриваются аспекты дизайна библиотечных пространств для людей с ограниченными возможностями, а именно слепых и слабовидящих. Исследование направлено на выявление проблем современных библиотек, изучение отечественных и зарубежных примеров, анализ современной ситуации центра библиотечного обслуживания, предложение концептуального решения существующего пространства.

Адрес ресурса: https://elibrary.ru/item.asp?id=53985068

Повышение квалификации

1. Елалова, Е. Кандидаты на вакансию - внутри коллектива : обеспечиваем "золотой запас" учреждения / Е. Елалова // Библиополе. - 2023. - № 5. - С. 24-26.

Рассмотрена работа по проекту "Система кадрового резерва и наставничества в МБУКЦБС г. Сургута" (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).

2. Снеткова, А. Создать мероприятие из "желудей и спичек" : выявляем креативных и активных / А. Снеткова // Библиополе. - 2023. - № 4. - С. 15-19.

Рассмотрена работа по проекту "Книгаверситет", разработанной Санкт- Петербургской центральной городской публичной библиотекой им. В. В. Маяковского, нацеленному на расширение профессиональных компетенций библиотечных специалистов.

3. Ткаченко, С. От графических редакторов до конструкторов сайтов - веб­инструменты на все случаи жизни : стажировка в области IT. Ч. 1 / С. Ткаченко, В. Микишенко // Библиополе. - 2023. - № 5. - С. 21-23.

Обзор работы Кузбасской государственной библиотеки для детей и молодежи, нацеленной на повышение квалификации библиотекарей региона.

4. Филиппова, Е. Пост как разговор за чашкой кофе : инструментарий успешного онлайн-общения / Е. Филиппова // Библиополе. - 2023. - № 4. - С. 20-23.

Представлен обзор занятий по обучающей онлайн-программе "Библиотечный SMM", разработанной Липецкой областной универсальной научной библиотекой с целью оказания помощи сотрудникам библиотек области, стремящихся освоиться в социальных сетях.

5.  Шевалдышева, Ю. В новый день со свежими идеями : повышаем мастерство, обмениваемся опытом, делаем будни ярче / Ю. Шевалдышева // Библиополе. - 2023. - № 5. - С. 27-29.

Рассказывается о конкурсах молодых библиотекарей Курганской библиотечной информационной системы, алгоритме их проведения.

Школьные библиотеки

1. Рудник, В. В.  Лучшие практики работы школьных библиотек и информационно - библиотечных центров Санкт-Петербурга / В. В. Рудник // Школьная библиотека . - 2023. - № 6. - С. 13-18.

Обзор работы школьных библиотек г. Санкт-Петербург.

Организация библиотечного обслуживания читателей

1. Кулебякин, Н. Э. "Книга у микрофона", или Как работает студия звукозаписи / Н. Э. Кулебякин // Современная библиотека. - 2023. - № 6. - С. 29-31.

Рассмотрена работа студии звукозаписи Арт-библиотеки г. Мурманска, полностью оснащенная профессиональными музыкальными инструментами: оркестровым синтезатором, электронной барабанной установкой, акустическими гитарами и даже гавайской укулеле! Неотъемлемым элементом стал студийный конденсаторный микрофон. Исходя из этого появился проект «Книгау микрофона».

Адрес ресурса: https://elibrary.ru/item.asp?id=54067004


2. Немченко, Е. Мифы и парадоксы классики. "PRO.Наше_наследие" на Белгородчине / Е. Немченко // Библиотечное дело. - 2023. - № 12. - С. 30 -34.

Итоги реализации культурного проекта Белгородской государственной универсальной научной библиотеки.

3. Подчуфарова, К. Первомайский феномен. О краеведении и молодежи... с любовью / К. Подчуфарова // Библиотечное дело. - 2023. - № 12. - С. 26-29.

Представлен опыт краеведческой и просветительской работы Первомайской поселенческой библиотеки Тульской области.

4. Прокопович, Г. О героях нашего времени: в соответствии с текущей повесткой / Г. Прокопович // Библиополе. - 2023. - № 4. - С. 33-36.

Опыт работы Корочанской центральной районной библиотеки им. Н. С. Соханской (Кохановской) (Белгородская область) и сельских филиалов во время специальной военной операции (СВО) - поддержке семей мобилизованных, социальной адаптация беженцев.

Библиотечная работа с детьми и подростками

1. Абрамова, Н. Когда достаточно одной странички... : из практики клуба короткого рассказа / Н. Абрамова // Библиополе. - 2023. - № 4. - С. 60-65.

Представлен опыт Арсеньевской центральной детской библиотеки (Приморский край) по работе клуба для детей 8-11 лет, на занятиях которого учат аналитическому чтению. Даны разработки занятий.

2. Амплеева, Н. Вокруг света с "Пушкинской картой" / Н. Амплеева // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. - 2023. - № 2. - С. 55-60. - URL: https://elibrary.m/item.asp?id=54067007 (дата обращения: 20.08.2023).

Описана командная интеллектуальная игра "Страноведческая игра “Вокруг света”", разработанная Центром доступа к электронным ресурсам и межкультурных коммуникаций Дальневосточной государственной научной библиотеки в рамках проекта "Пушкинская карта".

Адрес ресурса: https://elibrary.ru/item.asp?id=54067007


3. Березкина, Л. "Оживить" локацию по мановению гаджета: прогулки с погружением / Л. Березкина // Библиополе. - 2023. - № 4. - С. 29-32.

Рассказывается о квесте, разработанном Железногорской центральной городской библиотекой им. М. Горького (Красноярский край) и посвященном истории города. Даются алгоритм создания и инструкции по проведению мероприятия.

4. Варзина, С. По принципам альтруизма и вовлеченности : расширяем спектр добрый дел / С. Варзина // Библиополе. - 2023. - № 4. - С. 8-11.

Рассказывается о деятельности центра "Волонтеры культуры Суздальского района", созданного на базе Центральной районной библиотечной системы.

5. Вахрушева, О. Великая сила сказки : видеонавигатор по воспитанию книголюба / О. Вахрушева // Библиополе. - 2023. - № 4. - С. 71-73.

Описана работа Ханты-Мансийской детской библиотеки (Ханты-Мансийский автономный округ) по проекту, цель которого - возрождение традиции семейного чтения с помощью создаваемых видеороликов, размещаемых на сайте библиотеки.

6. Гаврильева, Е. М. Взаимодействие школьной библиотеки в развитии ребенка с детским садом и семьей / Е. М. Гаврильева, Т. Н. Антонова // Школьная библиотека . - 2023. - № 5. - С. 33-35.

Рассмотрен проект "Взаимодействие школьной библиотеки с детским садом, семьей в развитии ребенка", разработанный в «Хатасской СОШ имени П. Н. и Н. Е. Самсоновых» г. Якутск.

7. Главан, Л. А в "Веселом городке" снова праздник у ребят : конкурсы, физкультминутки и инсценировки в любую погоду / Л. Г лаван // Библиополе. - 2023. - № 5. - С. 56-58.

Раскрывается работа по проекту "Библиодворик#ВеселыйГородок" Надымской библиотеки семейного чтения (Ямало-Ненецкий автономный округ), основная цель которого - организация летнего досуга школьников.

8. Дабарская, Н. Один в зале - уже игрок : коллективные активности в индивидуальном формате / Н. Дабарская // Библиополе. - 2023. - № 4. - С. 46-51.

Рассмотрены игровые формы работы Трехгорненской центральной городской детской библиотеке им. С. Т. Аксакова (Челябинская область).

9. Дождикова, Е. Бросай кубик - узнавай историю : "прогулка" в формате настольной игры / Е. Дождикова // Библиополе. - 2023. - № 5. - С. 33-37.

Рассказывается о настольной игре ""Путешествие по городу Яранску", разработанной Яранской центральной районной библиотекой им. Г. Ф. Боровикова (Кировская область). Цель игры - знакомство с историей города.

10. Елисеева, П. П. "Диалоги на равных" - диалоги писателя и слушателя как проект детской библиотеки / П. П. Елисеева // Экстернат.РФ. - 2023. - № 1 (17). - С. 11 -15. - URL: https://elibrary.m/item.asp?id=50758870 (дата обращения: 20.08.2023).

Опыт работы Детской библиотеки МЦБС им. М. Ю. Лермонтова по разработке литературно-творческого проекта, направленного на поддержку и защиту детского чтения и детской литературы. Описаны основные этапы реализации проекта и его цель.

Адрес ресурса: https://elibrary.ru/item.asp?id=50758870