Михнова И. Б. Пространство возможностей. Заметки на полях библиотечного дела: cб. полемич. статей. - М.: Рос. гос. б-ка для молодежи, 2017. - 132 с., ил.
Автор заостряет внимание на проблемах, с которыми сталкивается современная библиотека в естественном стремлении привлечь к себе самую перспективную (но и наиболее независимую в своих предпочтениях и оценках) категорию населения – молодёжь от 14 до 30 лет. Книга адресована руководителям и специалистам библиотечного дела, а также специалистам по работе с молодёжью, студентам и всем тем, кому небезразлична судьба российских библиотек.
Котова М.А. Творческий блокнот библиотекаря. Новые формы библиотечной работы. М.: Библиомир, 2019. 208 с.
Книга описывает более
30 форм библиотечной работы, даны методические рекомендации и подсказки по их
организации и проведению в библиотеке.
Важно отметить, что все практики выстроены вокруг книги и чтения. Они помогают
сформировать новый профессиональный взгляд на деятельность библиотеки.
Опарина, Надежда Прокопьевна. Как сотворить интересный сценарий [Текст] : рецепты для начинающих и продвинутых специалистов : [учебно-методическое пособие] / Н. П. Опарина. - Москва : Либер-Дом, 2017. - 127 с. - (Библиотекарь и время. XXI век : 100+100 выпусков / отв. ред.: О. Р. Бородин ; № 162). - Библиогр.: с. 84-87 (79 назв.). - ISBN 978-5-990-5989-9-7 : Б. ц.
В учебно-методическом пособии систематизируется сценарная практика общедоступных библиотек. Рассмотрены теоретические подходы к созданию сценария, общие и специфические особенности драматургии библиотечных мероприятий. Даны рекомендации, позволяющие освоить технологию составления сценария библиотечного мероприятия на примере праздничных, зрелищных, конкурсно-игровых программ, литературно-музыкальных композиций. В приложениях приведены опробованные образцы сценариев. Пособие поможет студентам и библиотекарям-практикам постичь основы сценарного творчества, что является важной составляющей их профессиональной деятельности.
Пособие способствует адаптации учащейся молодежи в современном информационном пространстве на уровне, достаточном для полноценного освоения учебной программы высшей школы: приобретению студентами знаний, умений, навыков информационного самообеспечения их учебной и научно-исследовательской деятельности. Издание включает разделы, посвященные составлению библиографического описания документов; стратегии самостоятельного и наиболее эффективного поиска информации в электронных и печатных ресурсах и систематизации данных; методам ее аналитико-синтетической переработки; технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и исследовательской работы (конспектов, рефератов, докладов и др.).
Пособие предназначено для студентов, преподавателей вузов и колледжей, а также для библиотекарей-практиков. Его можно рассматривать как инструмент практического тренинга, необходимого для успешного выполнения учебных заданий по всем предметам
Михнова, Ирина Борисовна. Эффективная библиотека : как обустроить библиотеку и сделать ее нужной людям : практическое руководство / Ирина Михнова, Антон Пурник. – Москва : Российская государственная библиотека для молодежи, 2018. – 432 с. : цв. ил.
Книга является своего рода практическим руководством по библиотечному маркетингу. Максимально полно рассказывает о том, как сделать библиотеку эффективной и современной, сформировать сообщество лояльной аудитории. Основу её составила деятельность Российской государственной библиотеки для молодёжи и ЦБС «Киевская» (Москва).
Коновалова, Л.А. «Воспитание гражданина». Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в библиотеках :методические рекомендации / Л.А. Коновалова - Сарапул, 2015. - 44 с.
В пособии даны методические рекомендации библиотекарям по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, рекомендательный список сценариев, новых книг о войне, поступивших в ЦГБ им. Н.К. Крупской.
В помощь библиотекарю.«Читайте.Изучайте. Применяйте.»
НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО КУЛЬТУРЕ И БИБЛИОТЕЧНОМУ ДЕЛУ
2021 г.
Библиографический список
статей из журналов.
КУЛЬТУРА
Библиотечное дело. Библиотековедение
1. Горохова, С. А. Библиотека 2030: Мир изменился, а мы? // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2021. - № 92. - С. 68-70. –URL: http://www.rba.ru/netcat_files/55/993/rba92.pdf (дата обращения: 08.06.2021).
Представлены результаты ежегодного специального мероприятия Секции по международному сотрудничеству «Библиотечные ассоциации мира (БАМ)» с участием 22 лидеров международных и национальных библиотечных ассоциаций. Сформулированы общие закономерности и различия в национальных стратегиях развития библиотек мира в постковидную эпоху. Выявлены ключевые инициативы развития по трём основным направлениям: библиотеки и общество, библиотеки и библиотечно-информационные работники, библиотеки и глобальная повестка.
2. *Игнатова, Л. Нет повести прекраснее... // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 44.
О конкурсе "Лучшая профессиональная книга года".
3. *Харитонов, Е. "Есть только один абсолют - текст" : окончательное решение принимает читатель / Е. Харитонов ; беседовала Анна Панина // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 61-65.
Рассказывается о "Премии читателя".
Организация и управление библиотечным делом
4. Басов, С. А. От сетевых нормативов — к системной модернизации библиотечной отрасли // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2021. - № 92. - С. 50-52. – URL: http://www.rba.ru/netcat_files/55/993/rba92.pdf (дата обращения: 08.06.2021).
Вводная статья посвящена историографии вопроса по формированию базовых нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками в субъектах Российской Федерации, а также актуальности и путям его решения в настоящее время.
5. *Гусева, Е. Н. Модельные библиотеки: исторический очерк проекта // Библиотековедение. - 2021. - № 3. - С. 245-254.
Приведена история взаимодействия государственной власти и библиотечно-информационной отрасли в проекте развития муниципальных библиотек. Результаты этого проекта получили название «модельные библиотеки». Проект действует с начала 2000-х годов. Цель статьи - раскрыть реализацию и проанализировать поддержку на уровнях федерального и регионального государственного управления программы до 2018 г. (начала работы в рамках национального проекта «Культура»). Представлена периодизация проекта, а также количественные характеристики и подходы к пониманию понятия «модельная библиотека».
6. Методические рекомендации по формированию базовых нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками в субъектах Российской Федерации // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2021. - № 92. - С. 54-65. – URL: http://www.rba.ru/netcat_files/55/993/rba92.pdf (дата обращения: 08.06.2021).
7. *Редькина, Н. С. Стратегические векторы развития библиотек // Библиотековедение. - 2021. - № 3. - С. 231-244.
Утверждение стратегии развития библиотеки - важнейший этап в решении задач по адаптации к меняющейся внешней среде и повышению востребованности пользователями. Цель настоящего исследования - определение векторов стратегического развития библиотек (публичных, а также научных, учебных заведений). В результате анализа выявлены девять основополагающих стратегических направлений и десять векторов, раскрывающих перспективы развития библиотек не только как хранилищ информации и библиотечно-информационных центров, но и рабочих, творческих пространств, коммуникативных площадок, мест аренды оборудования, стартап-площадок и др. Показана специфика публичных библиотек - тесное взаимодействие с местным сообществом, содействие межкультурному и межпоколенческому диалогу, социализации населения. В стратегиях библиотек научных и учебных заведений большое внимание уделяется интеграции библиотекарей в исследовательский процесс, созданию аналитических продуктов, развитию сервисов по наукометрическому анализу и информационной поддержке открытой науки.
Политика государства в области библиотечного дела
8. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2021. - № 92. - С. 36-49. – URL: http://www.rba.ru/netcat_files/55/993/rba92.pdf (дата обращения: 08.06.2021).
Съезды, конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, совещания по проблемам библиотечного дела и библиотековедения
9. Шибаева, Е. А. Попробовали. Распробовали. Надо брать! // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2021. - № 92. - С. 80-83. – URL: http://www.rba.ru/netcat_files/55/993/rba92.pdf (дата обращения: 08.06.2021).
Представлен обзор заседания «Школы библиотечного блогера» на Конгрессе Российской библиотечной ассоциации в 2021 году.
Общетеоретические вопросы
10. Грибков, Д. Н. Проблемы определения понятия «информационные ресурсы» в эпоху формирования информационного пространства / Д. Н. Грибков // Научные и технические библиотеки. - 2021. - № 6. – URL: https://ellib.gpntb.ru/subscribe/ntb/2021/6/NTB6_2021_5.pdf (дата обращения: 06.06.2021).
Понятие «информационные ресурсы» – одно из ключевых при формировании информационного общества и информационного пространства. Но за ним ещё не закрепилось однозначное толкование. В статье проанализировано значение термина «информационные ресурсы» в справочных, правовых, нормативных, научных источниках; рассмотрено его историческое развитие от момента введения в научный оборот до сегодняшнего дня. Автор опирается на категорию «знание», которая служит связующим звеном в освоении природы; при создании и использовании техники, технологий; способов организации жизнедеятельности. Этот подход стал основой модели кругооборота информационных ресурсов от индивидуума к социуму при помощи компьютерной и коммуникационной техники. Сделан акцент на значимости информационных ресурсов в эпоху формирования информационного пространства. Автором статьи предложена компонентная структура информационных ресурсов, состоящая из пяти элементов: общество, аппаратные средства (обеспечение), программное обеспечение (софт), данные и базы знаний, коммуникация. Каждый элемент структуры содержит взаимодополняющие друг друга компоненты. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о значимости термина в научно-исследовательской и библиотечно-информационной деятельности и подтверждают необходимость его закрепления в нормативно-правовых документах.
11. Столяров, Ю. Н. Библиотечное документоведение // Научные и технические библиотеки. - 2021. - № 5. – URL: https://ellib.gpntb.ru/subscribe/ntb/2021/5/NTB5_2021_4.pdf (дата обращения: 06.08.2021).
Статья логически продолжает и развивает тематику ранее опубликованных статей Ю. Н. Столярова «Документология: причины появления, этапы развития» и «Исходные постулаты документологии – всеобщей теории документа». В этой статье автор обосновывает необходимость разработки библиотечного документоведения как имеющего собственный предмет, собственное определение документа, собственное особенное содержание. Предметом библиотечного документоведения выступают первичный и вторичный документы, технологический, сопроводительный документы и административный документ (Record). На основе технологических документов строятся все рабочие процессы библиотеки.
Социология книги, чтения и библиотек
12. Лопатина, Н. В. Чтение взрослых в цифровом мире: изучение, поддержка, управление // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 75-80. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46111435&selid=46272618 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
Статья рассматривает проблемы изучения и поддержки чтения взрослого населения. Уточнено понятие «чтение взрослых». Определены основные направления исследований и социокультурного проектирования, доказана социальная значимость данного направления деятельности. Намечены перспективные направления разработки инструментария управления чтением взрослых в условиях цифровой экономики.
13. Полищук, М. А. Читательские интересы и ценностные ориентации школьников-подростков // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. - 2021. - Т. 5, № 1. - С. 25-31. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44870023 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
В данной статье совершена попытка выявления интересов и ценностей современных подростков, живущих в крупном периферийном городе и посещающих мероприятия, которые регулярно проводятся в муниципальных библиотеках. В качестве основных возможных видов работы современной библиотеки и средней школы можно назвать не только рекомендацию учебной и внеучебной литературы, проведение мероприятий, олимпиад и конкурсов, но и воспитание библиотечной культуры школьников. Библиотека вынуждена внедряться в школу, чтобы быть в курсе дел школьного образования. Для этого приходится организовывать совместную работу собственно с представителями конкретных школ (их директорами, завучами, заинтересованными учителями и родителями), а также с вышестоящими организациями городского и регионального уровня. посетителей библиотек разных социально-демографических групп и более тщательно планировать свою профессиональную деятельность.
Экономика библиотеки
Руководство и управление библиотекой
Библиотечный менеджмент
14. Гусева, Е. Н. Методология и методика оценки эффективности библиотечных инноваций: предложение подхода // Научные и технические библиотеки. - 2021. - № 5. – URL: https://ellib.gpntb.ru/subscribe/ntb/2021/5/NTB5_2021_1.pdf (дата обращения: 09.08.2021).
Современный инновационный менеджмент формирует и обеспечивает достижение любой организационной структурой стратегических целей за счёт рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основная задача инновационного менеджмента в библиотеках – формирование системы управления, при которой осуществляются целенаправленный поиск вариантов, оформление, подготовка и реализация нововведений, увеличивающих и конкурентоспособность, и устойчивость самой библиотеки, что, в свою очередь, влияет на устойчивость всей сферы. Инновации в библиотечно-информационной сфере имеют свою специфику: относительная редкость радикальных и частота модернизирующих инноваций; постоянство, системность (так как изменение любого компонента неизбежно меняет всю систему библиотеки); необратимость. Для оценки значимости библиотечной инновации автор предлагает использовать следующие критерии (характеристики), которые коррелируют с мировой практикой подобной оценки: инновационная актуальность, финансовая результативность, культурная эффективность, социальная значимость, глобальная перспективность.
15. Косолапова, Е. А. Система менеджмента качества в работе библиотек // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2021. - № 2. - С. 65-72. – URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=46306966 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
Активное расширение методов поиска, сбора, обработки, хранения и предоставления информации, а также появления у библиотек конкурентов зародили проблему качества предоставляемых услуг. Для повышения качества услуг следует формировать в учреждениях собственную систему менеджмента качества (СМК), которая основывается на стандартах серии ИСО 9000.В статье приводятся основные сведения по развитию и совершенствованию СМК в ряде библиотек Российской Федерации. Делается акцент на том, что внедрение СМК дает гарантию обеспечения требований и ожиданий пользователей библиотеки, а значит и реализации одного из принципов стандарта ИСО 9001 - ориентацию на потребителя.
Организация работы библиотеки
Библиотечные технологии
16. *Лобанова, Е. Готовые решения и импровизации: 12 идей по заполнению ленты / Е. Лобанова // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 18-21.
Приводятся советы по ведению библиотечной группы "ВКонтакте".
17. Протопопова, Е. Э. Методика создания, структура и обязательные сервисы тематического сайта // Научные и технические библиотеки. - 2021. - № 4. – URL: https://ellib.gpntb.ru/subscribe/ntb/2021/4/NTB4_2021_8.pdf (дата обращения: 09.08.2021).
В статье рассмотрена технология создания краеведческого сайта библиотеки, основанная на практическом опыте. Перечислены необходимые требования к контенту и актуальные формы подачи текстовой информации (лонгрид, сторителлинг). Представлен подробный набор структурных элементов и обязательных сервисов тематического сайта учреждения культуры, которые необходимо указывать при составлении технического задания веб-мастеру. Описаны инструменты интернет-маркетинга, способствующие активному продвижению представленного на сайте контента. Опираясь на предложенную технологию, можно грамотно составить техническое задание для разработки любого вида сайта учреждения культуры (библиотеки, музея), учесть все необходимые для решения задач учреждения сервисы и элементы внешней и внутренней архитектуры сайта. Перечислены требования к вёрстке сайта, а также к контенту (актуальность и верификация информации, мультимедийность, новые формы подачи текстов). Сервисы и структурные компоненты тематического сайта приведены в таблице, которая поможет грамотно сформулировать требования к веб-дизайнеру.
18. *Хижняк, Д. Полюбите социальные сети самой горячей любовью на свете : в поисках эффективного медиакейса // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 22-25.
Приводятся советы по продвижению библиотеки в социальных сетях.
Программно-проектная деятельность библиотек
19. *Володина, А. Мечты сбываются, если идти им навстречу! : шаг за шагом к новому информационно-образовательному пространству // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 56-60.
Рассматривается комплексный библиотечный проект "Шаг навстречу", направленный на продвижение чтения.
20. Голубева, Н. Л. Организация управления библиотечным проектом: структура, критерии оценки // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 46-52. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46111435&selid=46272618 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
В статье рассмотрены функции социокультурных проектов библиотек, этапы их разработки и реализации, основные характеристики проекта, структура управления коммуникациями проекта, приведены результаты экспертизы библиотечных проектов муниципальных библиотеки, перспективы развития.
21. *Затонских, Г. Собери пазл из достопримечательностей : познавательная активность через творчество, игру, театрализацию // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 49-52.
Представлен краеведческий проект, посвящённый истории, культуре, природным и другим достопримечательностям Липецкого края.
22. *Попова, С. "Книжное приданое" к выписке из роддома : масштабные цели "литературного флагмана" / С. Попова, Е. Скоблова // Библиотека. - 2021. - № 1. - 2-я с. обл., С. 53-55.
Рассказывается о направлениях и программах библиотечного проекта "Читаем все".
Кадры библиотечных работников. Библиотечная профессия
23. *Алейникова, О. А. Новое время - новые навыки и компетенции. Эта знакомая/незнакомая презентация / О. А. Алейникова, В. Н. Распопин // Библиотечное дело. - 2021. - № 9. - С. 8-12.
Рассмотрены профессиональные компетенции современного библиотекаря.
24. Грушевская, Н. В. Структура читательской компетентности будущего библиотечного специалиста // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 65-70. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46111435&selid=46272618 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
В статье анализируется понятие читательской компетентности библиотечного специалиста, ее место в структуре компетенций. Особое внимание уделено структуре читательской компетентности, а именно ее уровням.
25. *Романова, Е. В плену стереотипов. Профессиональные трансформации // Библиотечное дело. - 2021. - № 9. - С. 13.
Автор знакомит с разнообразными аспектам современной библиотечной работы.
26. *Чурашева, О. Л. Профессиональное выгорание. Взгляд будущих библиотечных специалистов // Библиотечное дело. - 2021. - № 9. - С. 5-7.
Рассмотрена проблема профессионального выгорания в контексте библиотечной деятельности, обозначены последствия этого явления и пути профилактики.
Повышение квалификации
27. *Разволяева, Н. Аттестация через интернет : образовательные модули для подготовки к онлайн-тестированию // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 15-17.
Представлен проект "E-learning", разработанный с целью повышения квалификации библиотечных специалистов.
Массовые библиотеки. Централизованные библиотечные системы
28. *Аврамова, М. Эффективная модель для муниципальной сети : размышления о трансформации отрасли // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 6-11.
Рассматриваются вопросы и проблемы развития муниципальных библиотек, а также мониторинги сети общедоступных и модельных библиотек.
29. *Ахметдинова, С. Нацпроект - путёвка в будущее : дневник победителя конкурса // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 12-14.
Директор Централизованной библиотечной системы г. Ярославля рассказывает, как изменится Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова после модернизации.
30. Жукова, Т. В чем магия дружбы? : пять необходимых составляющих / Т. Жукова, Е. Шишикина // Библиополе. - 2021. - № 4. - С. 41-47.
Освещается опыт работы Златоустовской центральной городской библиотеки (Челябинская область) по привлечению к чтению подростков и молодежи.
31. Козыряцкая, О. Как мы испытывали на прочность себя и... балочные перекрытия : бэкграунд одной перезагрузки // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 26-32.
Представлен опыт модернизации библиотеки в рамках нацпроекта "Культура".
Детские библиотеки
32. *Колчева, Т. Кто такие Аристарх и Мардарий, что роднит Фауста с библиотекой и какие советы даёт "Лоцманбук" // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 35-40.
Рассказывается об истории библиотеки, а также о различных библиотечных проектах и мероприятиях.
33. *Мазурицкий, А. М. Всё лучшее детям. Лозунги и реалии библиотечной жизни // Библиотечное дело. - 2021. - № 10. - С. 25-28.
Статья посвящена судьбе детских библиотек в современной России.
34. Мишарина, А. У кого есть горсть конфет, тех мы ждем на абонемент : вдохновляясь сладостями // Библиополе. - 2021. - № 4. - С. 27-28.
Рассказывается о сетевой акции "Литературный фантик", организованной Центральной детской библиотекой Сыктывдинской ЦБС (Республика Коми), нацеленной на продвижение чтения.
Библиотеки для слепых
35. Гречкина, Ж. В. Через доступность и интеграцию к новому качеству жизни / Ж. В. Гречкина // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 61-65. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46111435&selid=46272618 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
В статье представлены итоги ежегодной краевой акции «Месячник «Белая трость-2020», организаторами которой выступили Ставропольская краевая общественная организация Всероссийского общества слепых (СКОО ВОС) и Ставропольская краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского (СКБСС).
Основные направления деятельности библиотек
36. *Абрамова, М. Загляни в ШКАФ - попадёшь в арт-резиденцию : форсайт-диалоги, творческие сессии и музыкальные эксперименты // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 69-71.
Рассказывается о новой "Библиотеке и арт-резиденции ШКАФ", сочетающей в себе центр книжной культуры и лабораторию современного искусства.
37. Графова, А. А. Основные направления деятельности библиотек в эпоху инновационных технологий // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 52-60. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46111435&selid=46272618 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
С развитием инновационных технологий, библиотеки вынуждены перестраивать сложившуюся годами систему работы, совершенствоваться, идти в ногу со временем. Информационные ресурсы сохранят библиотеку как институт. Цифровые технологии–будущее библиотек. В статье анализируется опыт работы библиотек в условиях удаленного доступа. Уделяется внимание отдельным направлениям деятельности библиотек в сложившихся обстоятельствах.
38. Князева, Л. В. Формирование интереса к книге и чтению у детей с ОВЗ дошкольного возраста через взаимодействие между детским садом и библиотекой / Л. В. Князева, Е. Н. Тодика // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 70-75. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46111435&selid=46272618 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
В данной статье рассматривается применение новых форм повышения педагогической компетентности родителей обучающихся средствами сотрудничества дошкольной организации и библиотеки как социального партнера в г. Белгороде.
Научно-методическая работа библиотек
39. Тарасова, М. С. Методист как цифровой куратор // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 88-92. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46111435&selid=46272618 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
В данной статье рассматривается деятельность методистов библиотек как цифровых кураторов.
Организация библиотечного обслуживания читателей
40. Горбунова, С. Откройте для себя Гринландию // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 42-44. Рассказывается о всероссийской сетевой акции "Я читаю Грина".
41. Кривец, Н. В. Работа с читателями в условиях карантина // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2021. - № 2. - С. 73-81. – URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=46306966 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
Цель статьи - поделиться опытом организации обслуживания пользователей на абонементе универсальной литературы Центральной научной библиотеки (ЦНБ) Федерального исследовательского центра Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (ФИЦ КНЦ СО РАН) весной - летом 2020 г. Показать пути решения проблем, возникших в работе библиотек из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19. Во время карантина возникла необходимость обеспечить возврат и продление срока пользования литературой в условиях ограничения контактов библиотекарь - читатель. Были предложены следующие механизмы решения проблем: предоставлена возможность дистанционного продления срока пользования документами с помощью мобильного устройства связи; предоставлена возможность возврата книг через «book-box» на служебной вахте ФИЦ КНЦ. При информировании пользователей в дистанционном режиме использовались телефонная связь, SMS и сообщения по e-mail. Рассмотренный способ работы абонемента с учетом требований во время карантина признан перспективным.
42. *Степанова, С. Форма - новая, контент – прежний : от книжной выставки к интерактивному плакату // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 45-48.
Библиотека делится опытом, как перевести традиционные методы работы в новые онлайн-форматы.
43. *Сыромятникова, С. "Вишнёвый сад" цветёт... в вагоне // Библиотека. - 2021. - № 1. - С. 41-42.
Представлен библиотечный проект "Ехать и читать", позволяющий скачивать в общественном транспорте книги из фонда библиотеки.
44. Щирикова, Л. Д. Библиотечно-информационное обслуживание пользователей в режиме удаленного доступа // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 103-108. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46111435&selid=46272618 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированного пользователя.
Рассмотрены вопросы дистанционного библиотечно - информационного обслуживания пользователей общедоступных библиотек в режиме удаленного доступа, проанализированы оптимальные формы обслуживания в виртуальном пространстве.
Библиотечная работа с детьми и подростками
45. Аверкиева, С. И. Книжное лото «Военный словарь» по книге Ю. Яковлева «Как Серёжа на войну ходил» // Библиотека - социокультурная площадка патриотического воспитания детей и молодежи : сборник научных статей и методических разработок специалистов БИЦ общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. - Екатеринбург, 2020. - С. 26-29. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44619954&pff=1 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
Методическая разработка формы книжного лото позволяет эффективно включать иллюстративный материал для формирования представлений читателей о Великой Отечественной войне при погружении в литературный материал военной прозы для детей. В работе с книгой патриотической тематики автор использует текст сказки Ю. Яковлева «Как Серёжа на войну ходил», опираясь на такую особенность современных младших школьников как ориентированность на игровые способы действия и визуализацию информации. Форма игровой коммуникации «книжное лото» способствует осмыслению содержания реалистической сказки в построении беседы с читателями.
46. Ансимова, М. Г. Инновационные формы патриотического воспитания в гражданском становлении личности во внеурочной и библиотечной деятельности // Библиотека - социокультурная площадка патриотического воспитания детей и молодежи : сборник научных статей и методических разработок специалистов БИЦ общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. - Екатеринбург, 2020. - С. 30-35. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44619954&pff=1 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
В статье представлены инновационные формы продвижения историко - патриотической книги в деятельности школьной библиотеке на основе творческого переосмысления прочитанных литературных произведений и создания рукотворной книги. Представлены образовательно - библиотечные проекты гражданско - патриотической направленности с организацией творческих практик и конкурсов школьников.
47. Архипова, В. А. Сценарий практико-ориентированного мероприятия, посвященного памяти жертв Холокоста, «мы расскажем вам об Освенциме» // Библиотека - социокультурная площадка патриотического воспитания детей и молодежи : сборник научных статей и методических разработок специалистов БИЦ общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. - Екатеринбург, 2020. - С. 36-54. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44619954&pff=1 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
Автором представлена методическая разработка комплексного внеклассного мероприятия для учащихся 7 - 9 классов к Международному дню памяти жертв Холокоста. Использованы исторические факты и сведения по теме трагедии Холокоста, подобран литературно - художественный материал; предусмотрены формы групповой работы читателей и приемы активного включения старшеклассников в процесс коммуникации и осмысления духовно - нравственных уроков истории.
48. Безгина, Ю. А. Сценарий литературно-музыкальной композиции к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне по творчеству Юлии Дуниной «Я родом не из детства, из войны...» // Библиотека - социокультурная площадка патриотического воспитания детей и молодежи : сборник научных статей и методических разработок специалистов БИЦ общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. - Екатеринбург, 2020. - С. 55-60. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44619954&pff=1 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
Сценарий внеурочного мероприятия составлен на основе фактов биографии и военного творчества Юлии Владимировны Друниной - советского поэта - фронтовика Великой Отечественной войны. Обращаясь к теме женщины на войне, Юлия Друнина, записавшаяся добровольцем в санитарную дружину, прошедшая тяжелый фронтовой путь, рассказала в своих стихах о пережитом будущим поколениям. Основная работа с читателями строится на осмыслении литературного материала, показывающего войну глазами женщины, сделавшей для Победы всё, что было в её силах. Разработка библиотечного занятия ориентирована на обучающихся 5 - 11 классов, в форме литературно - музыкальной композиции.
49. Голубева, Н. Л. Формирование мультимедийной среды библиотеки, обслуживающей детей и подростков: информационно-коммуникационный подход / Н. Л. Голубева, Е. Г. Федюн, Л. М. Панчишко // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 3. - С. 170-172. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46280315 Режим доступа: для авторизированных пользователей.
В статье рассмотрена специфика деятельности детской библиотеки в условиях цифровизации общества, раскрыта структура ее информационного пространства. Развитие основных функций и миссии современной детской библиотеки как института инкультурации рассматривается с позиций информационно-коммуникационного подхода. Рассмотрены средства продвижения информационных ресурсов библиотек, содержание мультимедийной среды, перспективы ее развития с позиций формирования передовой, высокотехнологичной среды библиотек; развития библиотечных сообществ в социальных сетях и блогах; мобильных технологий; роста доступности предоставляемых библиотеками услуг; развития библиотечных мультимедийных ресурсов и изданий. Использование социальных сетей библиотеками раскрыто как средство продвижения социально значимого рекомендательно-библиографического контента среди детей и подростков. Опыт модернизации пространства детской библиотеки, ее мультимедийной среды представлен на примере «Медиацентра» города Краснодара, деятельности библиотечного специализированного сектора «Инженерная творческая лаборатория».
50. Забоева, Е. В. Литературная игра «Что? Где? Когда?» по повести Л. А. Кассиля «Великое противостояние» // Библиотека - социокультурная площадка патриотического воспитания детей и молодежи : сборник научных статей и методических разработок специалистов БИЦ общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. - Екатеринбург, 2020. - С. 61-68. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44619954&pff=1 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
Литературная игра «Что? Где? Когда?» по повести Л. А. Кассиля «Великое противостояние» подготовлена и проведена в школе к юбилейной дате - 75 лет Победы в Великой отечественной войне. Выбор автора связан с юбилеем писателя - 115-летием со дня рождения Льва Кассиля в 2020 году. Игровые методики в библиотеке способствуют углубленному пониманию прочитанной книги; помогают развивать дружеские отношения в коллективе, связанные с общим делом. Задания конкурса для учащихся 6-8 составлены на основе текста произведения и биографии писателя. Викторина является подготовительным этапом для дальнейшего обсуждения с читателями содержания детской прозы о ВОВ.
51. Немтинова, О. В. Сценарий «Наша большая и малая Родина»: мероприятие по теме «С чего начинается Родина?» // Библиотека - социокультурная площадка патриотического воспитания детей и молодежи : сборник научных статей и методических разработок специалистов БИЦ общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. - Екатеринбург, 2020. - С. 69-76. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44619954&pff=1 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
Сценарий интегративного мероприятия для обучающихся 8 класса составлен на основе материалов Всероссийского проекта - конкурса «7 чудес России». Дан ход мероприятия и текст учителя - модератора беседы. Автор использует в воспитательно - образовательных целях органично подобранный литературный, страноведческий, краеведческий и музыкальный материал для достижения задач гражданско - патриотического отношения школьников к своей Родине, городу. Отведено значительное место самостоятельной работе школьников в подготовке и реализации события во внеурочной деятельности.
52. Парфенова, Н. Г. Час рассказа «Анатолий Митяев. „Треугольное письмо“» с использованием интерактивных сервисов // Библиотека - социокультурная площадка патриотического воспитания детей и молодежи : сборник научных статей и методических разработок специалистов БИЦ общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. - Екатеринбург, 2020. - С. 77-81. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44619954&pff=1 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
Автор разработки представила опыт проведения традиционной формы беседы с читателями с обоснованным интерактивным дополнением - заданиями с применением электронных сервисов, подкрепляющими интерес школьников к чтению произведения гражданско - патриотической тематики. Час рассказа включает вопросы по содержанию литературного произведения «Треугольное письмо» для обсуждения с обучающимися начальной школы, викторину по тексту, задания, раскрывающие тему, помогающие современным детям освоить нравственные уроки рассказа Анатолия Васильевича Митяева - писателя, который в годы Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем. Мероприятие может стать начальным этапом акции «Письмо ветерану».
53. Савинова, Г. Г. Акция «Читаем книги о войне». «Они были рядом» (по рассказам о животных в годы Великой Отечественной войны) / Г. Г. Савинова, Л. В. Филимонова // Библиотека - социокультурная площадка патриотического воспитания детей и молодежи : сборник научных статей и методических разработок специалистов БИЦ общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. - Екатеринбург, 2020. - С. 82-86. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44619954&pff=1 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
Методическая разработка формы книжного лото позволяет эффективно включать иллюстративный материал для формирования представлений читателей о Великой Отечественной войне при погружении в литературный материал военной прозы для детей. В работе с книгой патриотической тематики автор использует текст сказки Ю. Яковлева «Как Серёжа на войну ходил», опираясь на такую особенность современных младших школьников как ориентированность на игровые способы действия и визуализацию информации. Форма игровой коммуникации «книжное лото» способствует осмыслению содержания реалистической сказки в построении беседы с читателями.
54. Стафеева, Л. Что думал Колобок, когда сидел на носу лисицы он? : произведения в интерпретации триз-технологий // Библиополе. - 2021. - № 4. - С. 72-75.
Даются рекомендации по привлечению детей к чтению с помощью творческих игр: из опыта работы Тюменского центра семейного чтения имени А. С. Пушкина.
55. Федюн, Е. Г. Технологии дополненной реальности в популяризации чтения среди детей и подростков // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 99-103.– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46111435&selid=46272618 (дата обращения: 09.09.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
В статье раскрывается специфика технологии дополненной реальности, рассмотрены перспективы внедрения современных методов цифровизации знания и библиотечно-информационного обслуживания детей и подростков, продвижения чтения с использованием AR технологий.
Массовая работа библиотек
56. Макеева, А. Н. Формы необычные - результат отличный // Наука и образование: новое время. - 2021. - № 1. - С. 49-53. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44896261 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
. Цель данной статьи - рассказать об опыте библиотек Кемеровского муниципального округа в решении проблемы продвижения чтения с использованием инновационных форм работы. Повышению качества обслуживания способствует освоение новых интерактивных форм работы: квесты, библио - кросс, литературный филворд, флеш - рид, библиопикник и другие. Внедрение инновационных, интерактивных форм работы способствует увеличению количественных и качественных показателей. Поскольку новые формы работы сегодня стремительно вошли в библиотечную деятельность, сделали библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового» поколения, вывели библиотечно - информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде уровень, то библиотеки не останавливаются на достигнутом, а постоянно совершенствуются.
Библиотечные фонды
Комплектование, докомплектование фондов
57. Сагитова, Л. К. Книжные блоги как инструмент комплектования библиотечного фонда / Л. К. Сагитова, В. С. Степанова // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 46-52. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46111435&selid=46272618 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
В статье рассматриваются возможности книжных блогов, размещённых на YouTube, обзоры современной и классической литературы которых содействуют чтению подписчиков, которые в основном представляют молодую аудиторию. Мнение последних следует учитывать комплектаторам библиотек при отборе новых изданий.
58. Эйдемиллер, И. В. Актуальные проблемы комплектования фондов библиотек / И. В. Эйдемиллер, Т. В. Петрусенко // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2021. - № 92. - С. 70-79. – URL: http://www.rba.ru/netcat_files/55/993/rba92.pdf (дата обращения: 09.08.2021).
«Школа комплектатора» традиционно проводится в качестве заседания Всероссийского библиотечного конгресса: Ежегодной конференции РБА. На «Школе» рассматриваются изменения в законодательных и нормативных документах, регулирующих формирование библиотечных фондов; проблемы, которые возникают у практиков в текущем комплектовании, учёте, списании и др.
Каталогизация. Библиотечные каталоги
59. Михеева, С. Ю. Развитие авторитетного файла предметных рубрик // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2021. - № 2. - С. 53-59. – URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=46306966 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизированных пользователей.
В настоящее время формирование системы авторитетных файлов является обязательным условием организации и ведения электронных каталогов крупных научных библиотек. В ГПНТБ СО РАН ведется собственный авторитетный файл предметных рубрик (АФ ПР), работы по созданию которого начались в 2008 г. и не теряют своей актуальности до сегодняшнего дня. В статье подводятся итоги создания и ведения АФ ПР в период с 2011 по 2020 г.: упоминается история создания файла; отмечается значимость лингвистического обеспечения электронного каталога для проведения эффективного информационного поиска; указывается на необходимость проведения анализа текущего состояния и оценки качества сформированного АФ.
60. Стукалова, А. А. Применение технологии корпоративной каталогизации для ретроконверсии карточных каталогов // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2021. - № 2. - С. 43-52. – URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=46306966 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа: для авторизованных пользователей.
В российских библиотеках при создании библиографических записей (БЗ) электронного каталога (ЭК) широкое применение получила технология корпоративной каталогизации. При корректном подборе источников заимствования БЗ многие библиотеки смогли снизить временные и трудовые затраты на создание записей в ЭК. Приведены примеры наиболее успешных российских корпоративных библиотечно-информационных систем федерального и регионального уровня.
Электронные библиотеки
61. *Вибе, И. Н. Научная электронная библиотека Еlibrary как библиографический ресурс / И. Н. Вибе, Д. Н. Шилов // Библиография и книговедение. - 2021. - № 3. - С. 122-130.
Статья посвящена возможностям использования материалов Научной электронной библиотеки ELibrary как источника библиографических сведений в исследовательской работе специалистов гуманитарного профиля (в первую очередь, историков). Рассматриваются особенности структуры и содержания электронного ресурса, определяющие методику и приёмы работы с его информацией.
Автоматизация библиотечно-библиографических процессов
62. Старцева, Е. А. Автоматизация библиотечного обслуживания как средство актуализации библиотек в современном мире / Е. А. Старцева, В. Ф. Турыгина // Весенние дни науки : сборник докладов. - Екатеринбург, 2021. - С. 438-443. –URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/99868 (дата обращения: 09.08.2021).
В данной статье были рассмотрены возможные причины низкого спроса на услуги библиотеки. Была построена стандартная модель библиотечного обслуживания. Выявлены проблемы в организации работы библиотеки и предложены варианты их решения путем внедрения автоматизированного обслуживания. Также были рассмотрены возможные последствия от автоматизации и их влияние на изменение читательской способности.
Библиография. Библиографоведение
Рекомендательная библиография
63. Панчишко, Л. М. Современное состояние системы рекомендательной библиографии для детей и подростков // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 80-85. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46111435&selid=46272618 (дата обращения: 09.08.2021). Режим доступа : для авторизированных пользователей.
В статье рассматривается современное состояние рекомендательной библиографии для детей и подростков, специфика разработки и продвижения мультимедийных рекомендательно-библиографических материалов, дан анализ библиографических онлайн-ресурсов отечественных детских библиотек.