Столыпин Пётр Аркадьевич родился в 1862 году в Дрездене в дворянской семье. В 1881 году окончил Вильнюсскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, по окончании которого служил в Министерстве государственных имуществ.
В 1889 году Столыпин перешёл в Министерство внутренних дел. В 1899 году он был назначен ковенским губернским предводителем дворянства, в 1902 году — гродненским губернатором; а затем саратовским. В 1906 году Столыпин стал министром внутренних дел, а затем Председателем Совета министров. В России был принят указ о введении военно-полевых судов, после чего виселицу стали называть «столыпинским галстуком». После роспуска Государственной Думы правительство Столыпина смогло перейти к реформам, главной из которых являлась аграрная. Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичье землевладение, а повысив производительность крестьянского труда. После разрушения общины земля должна перейти в собственность зажиточных крестьян; разорившиеся пойдут на работу в городскую промышленность и будут переселены на окраины страны. Совершив в 1910 году поездку в Западную Сибирь, Столыпин предложил широкомасштабную схему переселения крестьян на целинные земли, считая Сибирь неисчерпаемым источником сырья. Независимая позиция Столыпина, полагавшего, что самодержавие должно быть заменено ограниченной монархией, опирающейся на сильную исполнительную власть, восстановила против него дворянство и способствовала падению его влияния.
Столыпин Пётр Аркадьевич был убит эсером Д. Г. Богровым в 1911 году в Киеве.
******
В 1908 году в Сарапуле решался вопрос о строительстве нового водопровода. Выбранный городским Головой П.А. Башениным вариант, предусматривающий одновременное строительство капитального водопровода и электростанции, был интересен, но очень рискован. К тому же денег в городской казне на такое масштабное строительство не было. Используя добрые отношения с князем Горчаковым, бывшим Вятским губернатором, родственником П.А. Столыпина, Башенин добился приема у председателя Совета министров. Даже близкие соратники Башенина не верили в успех этого рискованного предприятия. Но через две недели после визита Башенина к Столыпину Сарапул получил государственный заем на строительство капитального водопровода и электростанции, одной из первых на территории Среднего Прикамья.
8 сентября 1910 года на городскую набережную сошел со своего парохода Председатель Совета Министров П.А. Столыпин. Глава кабинета возвращался в Петербург из поездки по Сибири и делал остановки в городах по своему усмотрению. Сарапульская пресса писала: «Что министр Столыпин проедет мимо Сарапула знали давно, и полиция при последних днях готовилась к его встрече. Городской Голова на случай, если министр остановится в Сарапуле, приготовил докладную записку с просьбой о железной дороге. С утра С.И. Бодалев в ожидании министра находился в городской управе. Но его, несмотря на его просьбы, никто не известил о моменте приезда, и депутация от города так и не представилась, а докладная записка так и осталась не переданной председателю Совета министров».
Великий реформатор в окружении свиты и полицейских совершил прогулку по Соборной площади и раздосадованный холодным приемом сарапульцев вернулся на пароход, который вскоре отчалил от пристани.
Литература:
Шепталин, А.А. Столица Среднего Прикамья // Сарапул. Сарапулъ. Сарапуль: ист. – краевед. очерки / А.А.Шепталин. – Ижевск, 2007. – С.311-312.