Весной 1919 года, в тяжелый период Гражданской войны, в Советской России был поставлен вопрос о воссоздании тяжелого самолетостроения. К тому времени стало ясно, что сконструированные еще в 1913 году самолеты «Илья Муромец» устарели и перестали удовлетворять требованиям военного времени. Нужен был новый, более скоростной тяжелый самолет-бомбардировщик. Специалисты организации «Главвоздухфлот» изучили опыт применения бомбардировочной авиации в Первой мировой войне и составили задание проектировщикам, указав, какими тактико-техническими данными должен обладать новый самолет.
В октябре того года инженер базировавшегося в Сарапуле Дивизиона воздушных кораблей «Илья Муромец» В. Л. Александров предложил свой проект создания такого самолета. Одновременно над подобной машиной работали и специалисты незадолго до того созданного Центрального аэрогидродинамического института. Научно-технический комитет управления ВВС республики, рассматривавший оба проекта, решил их объединить.
В 1920 году в Петрограде при Высшем Совете народного хозяйства была создана специальная Комиссия по тяжелой авиации (КОМТА). В комиссию вошли видные ученые и инженеры: Н. Е. Жуковский, В. П. Ветчинкин, Б. Н. Юрьев, А. А. Архангельский, В. Л. Моисеенко, В. Л. Александров, А. А. Байков, М. В. Носов, А. М. Черемухин. Под руководством комиссии был создан первый в Советской России тяжелый самолет «КОМТА».
1 января 1921 года в Сарапуле, в мастерских Дивизиона воздушных кораблей, преобразованных в Государственный авиазавод № 14, приступили к постройке самолета. За основу была взята схема триплана, самолета с тремя расположенными одно над другим крыльями. Форму фюзеляжа с полотняной обшивкой позаимствовали у «Ильи Муромца». Впереди поместили застекленную пилотскую кабину с хорошим обзором в стороны и вниз, на левом борту – дверь, вверху – место для стрелка. Шасси было со спаренными колесами и короткими противокапотажными лыжами между ними. Под средним крылом разместили два двигателя итальянской фирмы «ФИАТ», по 240 л.с. каждый.
В течение 1921 года основные части и узлы триплана были изготовлены. Окончательная сборка самолета производилась на Московском заводе «Авиаработник». К мату 1922 года самолет «КОМТА» был готов. Испытать его поручили летчику В. М. Ремезюку, ранее летавшему на «Муромцах». Но все попытки пилота поднять самолет в воздух были неудачными. Причиной тому оказался просчет проектировщиков, сместивших центр тяжести самолета назад. Конструкторы справились с этим, передвинув двигатели на метр вперед.
Зимой 1923-1924 гг. триплан «КОМТА» испытывал летчик А. М. Черемухин, участник Первой мировой войны, будущий конструктор первых советских вертолетов. Затем на нем летали А. И. Томашевский и Б. Н. Кудрин. Но и эти испытания оказались не слишком удачными, так как летчики смогли развить скорость всего 130 км/ч, такую же, как и на устаревших «Муромцах» и достичь высоты всего 600 м – намного меньше запланированной.
Летные испытания показали, что конструкция триплана не годится для боевых самолетов-бомбардировщиков и в дальнейшем авиаконструкторы отказались от нее. После испытаний, летом 1924 года, первый советский тяжелый самолет «КОМТА» был передан в качестве учебного пособия в Серпуховскую авиашколу стрельбы и бомбометания («Стрельбом»).
Литература:
Ценные страницы истории / Сарапульский музей-заповедник // Красное Прикамье. - 2024. - 15 августа. - С.7.
Первый советский самолет / подгот. А. Кононов // Наша жизнь. - 2020. - № 18. - С.3.
"КОМТА" рождена в Сарапуле // Колыбель высокого полета / ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод", авторы-составители О. В. Калинина, Л. А. Высоцкий. - Ижевск, 2017. - С.29-40.
Панкратьева, Н. "КОМТА" - первенец советского авиастроения // Дивизион воздушных кораблей "Илья Муромец" в Сарапуле / Н. Панкратьева, Т. Пеганова. - Сарапул, 2015. - С. 88-95.
Боечин, И. Первым был КОМТА / И. Боечин // Техника-молодежи. – 2010. - № 1. – С. 18-19.
Плюснин, С. Сарапул авиационный / С. Плюснин // Красное Прикамье. – 2009. – 22 янв.
Голденкова, В. "КОМТА" - первенец советского авиастроения / В. Голденкова // Эпоха с красной строки: сборник / сост. Т. Б. Пеганова. - Сарапул, 2009. - С.315-321.
Субботина, М. Легенда на крыльях / М.Субботина // Моск. комсомолец в Ижевске. - 2007. - № 45. – С.14.
Голденкова, В. Сарапул в истории воздухоплавания / В. Голденкова // Культурный слой. - 2001. - Вып. 1 (2). - С.4.
Сарапул. Документы и материалы. 1596 – 1985. – Ижевск, 1987. – С.247.