ДЕЛО ПРОТИВ ДАВИДА РАППОПОРТА


Поводом для этой статьи послужил запрос краеведа из г. Ижевска об аптекаре Давиде Раппопорте, фигурировавшем в нашумевшем Мултанском деле. Сначала напомню читателю историю Мултанского дела.

История Мултанского дела.

5 мая 1892 года шедшая к своей бабушке в соседнюю деревню Чулья 12-летняя Марфа Головизнина из деревни Анык, обнаружила труп мужчины без головы. Полиция установила, что убитым являлся крестьянин Казанской губернии Конон Матюнин. По подозрению в убийстве Матюнина была арестована группа удмуртов и обвинена в ритуальном жертвоприношении. Состоялось три суда с участием присяжных заседателей. Первый суд – в Сарапуле 10 декабря 1894 года. Председательствовал на процессе судья Горицкий, обвинение поддерживал помощник окружного прокурора Раевский, защиту подсудимых осуществлял присяжный поверенный Николай Иванович Дрягин (один на всех обвиняемых). Судья явно встал на сторону обвинителя и принимал решения, ущемлявшие возможности адвоката. Тем не менее, трое подсудимых (Андриан Александров и братья Гавриловы) были оправданы. Восьмерых же удмуртов (в том числе и 92-летнего Григорьева) приговорили к разным срокам каторжных работ. Защитник мултанцев сарапульский адвокат М.И. Дрягин подал в Правительствующий сенат кассационную жалобу, решение первого суда было отменено. Второй суд должен был проходить в Елабуге. Предварительные слушания состоялись 19 августа и 19 сентября 1895 года в Сарапульском окружном суде. По жалобе адвоката Уголовный кассационный департамент постановил отменить приговор Сарапульского окружного суда и передал дело для нового рассмотрения в Казанский окружной суд. Третий процесс, полностью оправдавший удмуртов, прошёл в городе Мамадыше 28 мая 1896 года. Выступление в качестве защитника писателя В.Г. Короленко, а также заключение знаменитого адвоката А.Ф. Кони сыграли решающую роль в процессе.

Выдающийся удмуртский просветитель, священник и этнограф о. Николай Блинов в книге «Языческий культ вотяков», выдвинул предположение, что убийство Матюнина связано не с семейно-родовыми культами удмуртов, а могло иметь отношение к обряду очищения воды. Для Блинова было важно привлечь внимание общественности к бедственному положению народа, пусть даже таким путём. За эту книгу Н.Н. Блинова долгие годы шельмовали, называя врагом удмуртов, хотя именно он создал первую удмуртскую азбуку, строил школы, создавал педагогические пособия для удмуртских учителей.

Позже выяснилось, что русские крестьяне из деревни Чулья, конфликтуя с удмуртами соседнего с. Старый Мултан и стараясь избежать судебного преследования, дав взятку приставу, перенесли убитого на мултанскую землю и обвинили своих соседей в человеческом жертвоприношении.

В настоящее время подоплёкой «Мултанского дела» считается спровоцированное правительством разжигание межнациональной розни в ответ на крестьянские волнения в Вятской земле.

О крестьянских волнениях, спровоцированных эсерами, пишет Антон Касанов, автор портала «Пешком по Вятке» - https://t.me/vyatkawalks.

                                            

Эсер Давид Раппопорт

В статье Антона Касанова «Бунт аптекарского ученика» содержатся сведения о Д. Раппопорте.

В Вятке в первые годы русской революции был хорошо известен эсер Иосиф Левицкий, сын отставного земского начальника Котельнического уезда. Во время учебы в мужской гимназии он организовал революционную организацию «Ученический союз». Во время теракта против губернатора Вятки он был убит охранником губернатора. В память о Левицком был построен дом из красного кирпича в стиле модерна в виде знамени по проекту архитектора Нюрквиста.

В обществе эсеров меньше был известен 18-летний аптекарский ученик Давид Раппопорт, родом из г. Двинска (ныне – Даугавпилс, Латвия). В 1906г. Раппопорта арестовали в Котельническом уезде по обвинению в «устройстве самовольных сборищ крестьян». Полицией было установлено, что молодой аптекарь в ноябре шесть раз приезжал в деревню Зайцевы Казаковской волости и еще ряд населенных пунктов, связанных с Мултанским делом. Давид «внушал крестьянам отобрать земли у помещиков, духовенства, казны и уделов и разделить ее поровну между крестьянами, а для того, чтобы достигнуть этого, вооружиться и восстать против правительства, обещал достать оружие и снабдить им крестьянские дружины».

Когда на очередное собрание в деревне Шильниковы пришли полицейские, Раппопорт начал сопротивляться аресту и даже напал на одного из приставов с револьвером. При обыске у революционера были найдены красные флаги с надписями: «Земля и воля» и «Долой полицию», заряженный револьвер, несколько экземпляров разных прокламаций противоправительственного содержания и т.д.

Раппопорта задержали и поместили в тюремный замок города Малмыжа. Арест эсэровского агитатора вызвал массовые протесты в среде крестьян. Они устроили беспорядки, а затем заперли полицейских в здании волостного правления, потребовав освобождения Раппопорта. Не добившись этого, селяне атаковали полицию. Эти выступления были жёстко подавлены. Были убитые и раненые, 262 человека задержаны, 40 привлечены к ответственности. В Тюремном замке эсеры разработали дерзкий план побега. Давиду удалось бежать, но его поймали. Он получил удар шашкой по спине и был отправлен в больницу.

Далее удалось найти сведения о Раппопорте в книге памяти Кировской области «Жертвы политических репрессий»: Раппопорт Давид Яковлевич, 1891г., работал в Кирове уполномоченным Кировской конторы «Союзснабсбыт». Обвинён 3 сентября 1940г. по ст.58 п.10 УК РСФСР, осуждён Кировским судом на семь лет лишения свободы, реабилитирован 16 мая 1990 года посмертно.

***

События Мултанского дела стали исторической основой художественного романа Михаила Петрова «Старый Мултан», где автор несправедливо обвиняет Н.Н. Блинова. Мултанское дело упоминается в трилогии А.Я. Бруштейн «Дорога уходит в даль…», в рассказах В. Янчевецкого «Записки пешехода», в романе Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог».

Наталья Запорожцева


Мултанский процесс. Короленко первый слева, Дрягин - третий слева в верхнем ряду


Назад