История


Сарапул – один из старейших городов Прикамья. Возник он на месте села Вознесенское, основанного русскими поселенцами на высоком правом берегу реки Камы.

Название «Сарапул» встречается в древних актах второй половины XVI в. В писцовой книге Ивана Яхонтова 1579 г. по Чердынскому уезду отмечалось бегство крестьян «на Сарапул». При этом подразумевалась достаточно обширная территория в Среднем Прикамье, связанная с участком реки, где на перекате в изобилии водилась «сарапуль» - «желтая рыба» (в переводе с чувашского), т.е. знаменитая стерлядь. Находятся параллели этому слову и в финно-угорских языках, и тогда «Сарапул» переводится как «поселение у воды». К 1596 году относится запись: «В Сарапуле и Сиве ловят рыбу…». Поселение упоминается и в родословной Строгановых.

В 1621 г. к селу Вознесенскому, что на Сарапуле, было приписано 9 деревень с 388 дворами. Село становится одним из ключевых пунктов Камской опорной линии Российского государства. Ему отводится роль охраны участка вновь созданной границы. Это место на Каме становится значительным пунктом Арской дороги в «Сибирские земли».

11 сентября 1780 года издается указ Сената об образовании Сарапульского уезда в составе Вятского наместничества с центром в Сарапуле. Бывшее село получило официальный статус уездного города. В это время в Сарапуле было 3 церкви, 1226 жителей, из них купцов – 128, мещан – 51, дворцовых крестьян – 1047. Эти демографические данные свидетельствуют о том, что Сарапул был типичным купеческим городом.

В 1781 году городу даруется герб.

13 августа 1784 года в Царском селе императрица Екатерина II утвердила план для города Сарапула в составе Вятского наместничества. Его подписал Иоганн Лем – зодчий петербургской школы, который первым начал определять градостроительную композицию исторических городов Удмуртии.

В 1790 году городничим был назначен секунд-майор А.В. Дуров. Однако Вятское наместничество просуществовало недолго. В 1796 году оно было преобразовано в губернию, а Сарапул повысил свой статус и стал уездным центром Вятской губернии.

Новый толчок развитию и росту города дало правительственное постановление о переводе с 1805 года дворцовых крестьян в звание государственных. Это давало право перехода свободного населения в купечество или мещанство.

Сарапул обладал набором природно-географических факторов, способствовавших формированию предпринимательской среды. Первый – расположение на одной из транспортно-торговых магистралей восточно-европейской части России, вблизи от Камско-Волжского перекрестка. Оживленное движение транзитных караванов судов с разнообразными грузами создавало огромный спрос, как на рабочую силу, так и на продовольствие и товары местного производства, способствовало формированию прослойки торгующих крестьян и становлению купеческих капиталов.

Второй фактор – относительно плодородные земли, изобилие хлеба в Сарапульском уезде. Сарапульская пристань была одной из крупнейших в Волго-Камском бассейне по хлебным перевозкам. В верховьях строились огромные барки-насады, на которых сплавлялись вниз по Волге строевой лес и дрова.

В качестве третьего фактора можно выделить изобилие и великолепное качество камской рыбы, поставлявшейся на многие рынки страны.

В последней четверти XVIIIв. было основано несколько кожевенных и мыловаренных «домовых заводов», имевших устойчивые связи с рынками. К 1800 году в Сарапуле сосредоточено уже 10 кожевенных и мыловаренных заводов; к 1835 – 14 кожевенных и 5 мыловаренных учреждений, канатный и кирпичный заводы. К 1855 году работало 6 кирпичных и пивоваренный завод.

Экономическое положение Сарапула в XIX в. было связано с общими закономерностями развития российского капитализма. Город становится одним из крупных центров кожевенно-обувного производства и переработки сельскохозяйственного сырья. Он втягивал в свою орбиту значительное число кустарей и крестьян всего Прикамья. Сарапульские кожевники и обувщики приобрели известность в России. В начале ХХ в. на рынки поставлялось до 2 млн. пар обуви в год. Сарапул занимал второе место в стране по её выпуску.

Ежегодно с кирпичных заводов вывозилось до 2 млн. пудов кирпича. Сотнями тысяч пудов доставлялась на внешние рынки промышленная продукция – солод, клей, мыло, фруктовые воды, конфеты и другие товары. В торговых оборотах на первом месте были хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. К середине XIX века из уезда ежегодно вывозилось от 850 до 1,5 млн. пудов зерна и других хлебных припасов. По хлебным операциям в Прикамье город занимал первое место.

Одним из преимуществ города было наличие ярмарки. И хотя по своему товарообороту ярмарка уступала таким, как Ирбитская или крупнейшая в России – Нижегородская, в развитии нашего края она сыграла положительную роль.

К началу ХХ века Сарапул является важным торгово-промышленным уездным центром Вятской губернии, с характерными для купеческого города социальными институтами, архитектурой, развитыми экономическими и культурными связями. К 1910 году в Сарапуле насчитывалось 179 гильдейских и 1050 негильдейских купцов. Крупные капиталы способствовали расширению непроизводственной сферы. В городе было 14 церквей, викариат с духовным правлением, архиерейская кафедра, мужской и женский монастыри, Окружной суд, уездная контора, 9 благотворительных учреждений, реальное училище, а также ремесленная, кожевенная и 12 начальных школ. Работали земская больница, музей, театр, библиотека, синематограф, которые открылись первыми на территории Удмуртии. Были построены водопровод, электрическая станция и железная дорога.

Благодаря прогрессивности своего далеко вперед смотрящего купечества, огромного творческого потенциала интеллигенции, дворянства и духовенства Сарапул не был культурной провинцией. В формирование богатой и многогранной культуры крупного культурного центра Прикамского края значительный вклад внесли художники братья А.П. и П.П. Беркутовы, педагог-краевед Н.Н. Блинов, ученые и краеведы Л.К. Круликовский, Ф.В. Стрельцов, М.С. Тюнин, Д.В. Шабердин, писатели С.Н. Миловский и Н.А. Дурова, городской голова П.А. Башенин и другие.

В начале ХХ века Сарапул становится одним из крупных центров революционной борьбы в Прикамье. Первые годы после Октябрьской революции характеризуются застоем в промышленности и торговле, снижением численности населения города, ожесточенной борьбой с контрреволюцией, заводчиками и купцами, меньшевиками и эсерами. Экономика города была полностью разрушена, особенно после национализации промышленных предприятий.

В 1930-х годах в Сарапуле были открыты новые промышленные предприятия: швейная фабрика, лесокомбинат, шпалозавод, были реконструированы и расширены спиртовой и пивоваренный заводы, построены путевые железнодорожные мастерские; железнодорожная станция и пристань соединены железнодорожной веткой. В 1939 году в городе было уже до 30 предприятий государственной и местной промышленности и промысловой кооперации. В этом же году Сарапул стал городом республиканского подчинения и центром Сарапульского района Удмуртии.

В канун Великой Отечественной войны Сарапул стал одним из крупных промышленных центров Удмуртии.

В годы войны тысячи сарапульцев встали в ряды защитников Родины. Предприятия города значительно увеличили выпуск военной продукции. Осенью 1941 года было налажено производство эвакуированных в Сарапул заводов им. С. Орджоникидзе и им. Ф. Дзержинского. Лучшие здания были предоставлены для госпиталей. Сарапульцы принимали активное участие во всенародном патриотическом движении по оказанию помощи фронту: в фонд обороны от горожан поступило более восьми миллионов рублей. Настоящими патриотами проявили себя сарапульцы и на фронтах Великой Отечественной войны, многие из них награждены орденами и медалями. Судьбы 30 Героев Советского Союза связаны с сарапульской землей. Одни из них родились в Сарапуле и Сарапульском районе, другие в довоенные годы учились в техникумах города, третьи – обучались в военных школах и училищах, которые в период войны находились в нашем городе.

В послевоенное время Сарапул значительно расширил свои границы: появились новые заводы, жилые кварталы. В городе проводилась большая работа по расширению и улучшению благоустройства, медицинского и культурно-бытового обслуживания населения.

Сарапул имеет статус исторического города. В разные годы проездом и на короткое время в Сарапуле останавливались выдающиеся русские писатели: А.Н. Радищев, А.И Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Все они оставили заметки о своем пребывании в городе в художественных произведениях, дневниках или письмах. Сегодня старинный купеческий город - это промышленный, торговый, культурно-просветительный и научный центр, важный транспортный узел.


Источники:

Сарапул 2006 [Текст]/ Администрация г. Сарапула; отв. За вып. Т.Б.Пеганова.- Сарапул, 2006.-48с.:фот.

Сарапул: документы и материалы.1596- 1985.-Ижевск: Удмуртия, 1987.-268с., ил.

Петров, Н. Прикамье: [из истории г.Сарапула]/Н.Петров//Труд в Удмуртии.- 2006.-27апр.


Назад