«ДОЖИТЬ ДО ВЕСНЫ…» Рецензия на спектакль


С декабря прошлого года шли репетиции нового спектакля к 130-летию Зои Ерошкиной и, наконец, наступил день сдачи спектакля – 23 марта 2022 г.

Спектакль по мотивам недавно найденной повести сарапульской писательницы Зои Алексеевны Ерошкиной при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив мы создавали «всем миром»: в нем участвовали как известные артисты Литературного театра, ветераны Народного театра и ТАСС, так и любители, статисты, работники библиотеки.

Это была серьезная, кропотливая работа. Сейчас уже могу сказать, что такой большой спектакль в двух актах получился благодаря усилиям почти 30 человек под руководством режиссеров Константина Майкова и Светланы Пушкиной. Сюжет пьесы – воспоминания женщины о сталинских репрессиях, о встречах в тюрьме и лагере, о жизни и смерти и нежданном освобождении весной, спустя долгие два года в неволе. Не все герои пьесы доживут до освобождения. И даже после него жизнь их останется искалеченной.

Дожить до весны...Сцена из спектакля.jpg Сцена из спектакля.jpg

Спектакль о людях, репрессированных в 1937 году, конечно, не мог быть веселым, но местами сцены в тюремной камере, где судьба свела горластых воровок и политических «врагов народа», монахинь, конвоиров и иностранок, вызывали улыбки в зале. Ярко, с юмором исполнила роль Насти кассир кинозала библиотеки и артистка Литературного театра Светлана Сидорович. Живой, веселый, удалой и в то же время циничный Вася Перов (Константин Майков), распоряжающийся судьбой «бабочек», прибывших в лагерь, вполне узнаваем. Он из бывших зеков-воров, дослужившийся до маленького начальника. Роль Лили-иностранки в исполнении Насти Решетниковой получилась смешной, трогательной и лиричной. Сколько грации в гимнастических упражнениях и танце юной американки! Из неё могла бы получиться незаурядная танцовщица, но в действительности она, скорее всего, сгинула в дебрях ГУЛАГа. Впечатляют одухотворенные, отстраненные от тюремной суеты, лица монахинь, в исполнении Натальи Тимониной, Виктории Беляевой и Татьяны Матыкиной. Одна из лучших сцен спектакля – монолог старшей монахини (Наталья Тимонина) – актрисы Народного театра с большим профессиональным опытом.

Голос автора – отдельная яркая роль, которую исполнила Наталья Москвина, заведующая отделом маркетинга библиотеки. Спокойный проникновенный голос, сопровождающий действие, будто бы голос самой писательницы Ерошкиной, так прочувствовала и выразила мысли автора Наталья Дмитриевна.

Большая удача спектакля – акапельное исполнение песен тех лет. Наша землячка, живущая сейчас в Ижевске, Юлия Кузнецова поёт чисто, легко, душевно, чувствуется хорошая подготовка по вокалу.

фото на главную.jpg Участницы спектакля (справа налево)- Н.Тимонина, Т. Матыкина, В. Беляева.jpg

О главных героях поговорим подробнее. Роль Златы, молодого инженера-конструктора, попавшей в ГУЛАГ, как и многие, от неосторожного слова, противоречащего идеологии партии, сыграла школьница Анастасия Матвеева из лицея №18. Девушка по возрасту и мироощущению легко вжилась в эту роль, она не первый раз на сцене. Ее еще раньше заметили зрители в «Уездных детективах» в роли юной Маргариты Воронцовой, легендарной дочери сарапульского журналиста и присяжного поверенного. Вместе с дочерью в спектакле принимает участие и её отец в роли следователя.

Ирину Сергеевну, библиотекаря, успешно сыграла сотрудница краеведческого отдела Наталья Дранникова. Интеллигентная, нежная, образованная, глубоко чувствующая несправедливость, с которой столкнулась, – такой мы видим подругу Златы, Ирину, которая становится главной героиней спектакля. Такой видит её влюбленный бригадир Гладких (Влад Беркутов), старающийся скрасить любимой женщине тяжелый труд в лесу.

Роль врача Бориса Николаевича Роганкова играет Анатолий Никулица. Эту талантливую семью все знают в лицее №18. «Театралы, творческая семья» — говорят о них, и неспроста. И дети, и родители активно участвуют в художественной самодеятельности, концертах, спектаклях.

Дарью Семеновну – старосту уголовных играет Любовь Собина. Несмотря на небольшой росточек, Собина играет властную, жесткую, крикливую уголовницу. Это её дебют в Литературном театре.

Яркую роль притонодержательницы Катьки Сторублевой играет Жанна Пастухова – ветеран Народного и Литературного театров.

Николай Кузнецов, лауреат конкурсов чтецов играет две роли – начальника тюрьмы и деда на лесоповале – правдолюба, одного из тех, кому никакая власть не заткнет рот. Игравший ранее в Народном театре, Николай Тимофеевич, как всегда, блеснул прекрасной дикцией, уверенным поведением на сцене.

Отдельно хочется отметить талантливую работу художника Марины Кариповой и звукооператора Дмитрия Гаревских.

В целом многоплановая пьеса сыграна достойно, в ней, как вы видите, достаточно действующих лиц и все они создают колорит не так давно ушедшей эпохи.

Спектакль нужный, своевременный, полезный для осмысления прошлого и настоящего.

 

Наталья Запорожцева,

руководитель Литературно-музыкального театра


25.03.2022

Возврат к списку