В 1790 г. в Сарапуле было образовано двуклассное Малое народное училище, где обучали грамоте, арифметике, рисованию и Закону Божьему. В 1817 г. на базе училищ были открыты уездные училища, где помимо существующих предметов был введен новый предмет – география. В 1864 г. стали развиваться начальные народные училища, кроме того в городе работали приходские училища и церковно-приходские школы. В 1911 г. в начальных народных училищах был введен четырехклассный курс обучения, без окончания которого учащийся не мог поступить в училище или гимназию.
В 1918 г. ВЦИК принял «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Этим документом для всех слоев населения создавалась единая трудовая девятилетняя школа, разделенная на первую (I-VVI-IX классы) ступени с совместным обучением мальчиков и девочек. Школа охватывала детей в возрасте 8-17 лет, преподавание велось на родном языке учащихся, обучение было бесплатным и носило общеобразовательный и политехнический характер. К началу 1919 г. в городе образовано 19 школ I ступени и 9 школ II ступени. Школы были небольшие, часто по 50-60 учащихся. Располагались они в бывших до революции учебных заведениях. Вначале 1919 г. организована первая школа для взрослых, которую посещали красноармейцы. классы) и вторую (
В процессе перестройки системы просвещения в 1925г. в Сарапуле появились неполные средние школы – фабрично-заводские семилетки (ФЗС), которые были реорганизованы в фабрично-заводские девятилетки (ФЗД), которые, в свою очередь послужили базой для создания средних (10 классов) политехнических школ в середине 30-х гг.
В ноябре 1933 г. в Сарапуле была открыта школа-интернат для глухонемых детей. Занятия начинали 7 глухонемых детей. Предполагалось 12-летнее обучение, за это время планировалось дать полноценное 7-классное образование. Особое внимание в школе уделялось трудовому и физическому воспитанию, с самого начала детей обучали ремеслу: девочек – швейному делу, а мальчиков – столярному. Сегодня в школе обучается около 120-ти человек, работает 49 учителей. Большое внимание уделяется, в первую очередь, здоровью детей и занятиям физкультурой. Дети не только участвуют в городских соревнованиях, но и выезжают на соревнования на республиканском и российском уровне.
В послевоенное время, в связи с развитием промышленности и ростом населения, строятся новые школы.
В конце 50-х гг. по программе реформы общеобразовательной школы в СССР в Сарапуле была открыта школа-интернат, в которой обучались дети из детских домов. В 1964 г. школа получила статус республиканской санаторной школы-интерната, в которую направлялись дети с ослабленным здоровьем из обычных школ-интернатов и многодетных семей.
В 1971 г. в городе была открыта вспомогательная школа № 4 для детей с задержкой умственного и физического развития. Позднее, школа была разделена на две части. В результате была образована школа № 5, где обучаются дети, требующие коррекции мышления, памяти, речи и других элементов психики.
В настоящее время в городе действуют 22 школы, среди них – два лицея, одна гимназия, вечерняя школа, три коррекционных школы и санаторная школа-интернат. Все школы города принимают участие в национальном проекте «Образование». За время реализации этого проекта 11 учителей стали лауреатами премии Президента России, 3 старшеклассника получили премию Президента России в номинации «Поддержка талантливой молодежи». Школы-победители были поощрены оборудованием для профильных кабинетов и получили 1 миллион рублей на свое развитие.
С 2002 года все образовательные учреждения города принимают участие в ежегодной выставке инновационных проектов «Образование без границ», активно внедряя новые программы обучения и воспитания в своих заведениях. За время реализации этого проекта три школы Сарапула стали победителями Всероссийского конкурса образовательных учреждений и получили гранты,
Школы города участвуют в общегородских проектах «Технология внутреннего туризма. Педагогика городского пространства» и «Память Сарапула», в городской комплексной программе «Город – дорог!»
Кроме этого, каждая школа, согласно собственному Уставу, разрабатывает свои программы и проекты. Во всех школах города приоритетными являются информационные компьютерные технологии, профильное обучение в старших классах, работа с одаренными детьми, краеведение. Имена 9 учащихся школы № 2 вошли в энциклопедию «Одаренное детство – будущее России», которая является приложением к ежегодной энциклопедии «Лучшие люди России».
В целях развития экспериментальной деятельности по обновлению содержания и структуры образования в школах № 2 и № 21 действуют кадетские классы и классы по изучению языка, культуры и традиций татарского народа. Начиная с 2002 г. активно реорганизуются здания школ, строятся новые спортзалы и мастерские.
С 2005 г. в школах учащиеся 1-х и 2-х классов обеспечиваются витаминизированным молоком, а с 2006 г. для детей из малообеспеченных семей снижены цены на школьное питание.
Литература:
Зонова, И. Школьная библиотека – лидер года: [школьные библиотекари г. Сарапул стали победителями республиканского конкурса] / И. Зонова // Красное Прикамье. – 2023. – 08 июня. – С.2.: фото. – (Школы №№1 и 21).
Лучшие юные шахматисты города: [конкурс среди команд общеобразовательных школ] // Красное Прикамье – 2023. – 27 апреля. – С. 9.: фото.
Мельников, А.А. Сарапул просвещенный /А.А. Мельников. - Сарапул, 2007. – 184 с.: ил.