Религия является важной составной частью духовной жизни любого общества.
Первые русские поселенцы, появившиеся на территории современного Сарапула в XIII веке, вместе с хозяйственными навыками и культурой принесли в языческий край и православную веру.
Село Вознесенское, «что на Сарапуле», было названо так по церкви Вознесения Господня, возведённой первыми поселенцами.
До революции 1917 г. население Сарапула принадлежало к различным религиозным вероисповеданиям и их направлениям. Наряду с православием в Сарапуле, где издревле компактно проживали представители татарского и башкирского народов, нашли свое развитие и традиции мусульманства. Широкое распространение получили различные течения старообрядчества.
Группы католиков, протестантов, а также иудеев были не столь многочисленны. Еврейская община имела домовую синагогу с небольшой библиотекой и школой. Также немногочисленны были и язычники. В основном это были, приходящие из деревни на заработки, удмурты.
В уездном Сарапуле были сильны традиции духовного воспитания. В 1820 г. было открыто Сарапульское приходское духовное училище. В 1821 г. открылось Сарапульское уездное духовное училище. В 1852 г. они объединились. В духовном училище обучались будущие священники, дьяконы, псаломщики, причётники, учителя школ грамотности, церковноприходских школ, преподаватели Закона Божьего.
Известными в России духовными писателями были сарапульские епископы Палладий, Анастасий, Мефодий и Владимир. Широко известно в России XIX века творчество и научные труды священника Н.Н. Блинова. «Прикамским Чеховым» называли смотрителя Духовного училища С.Н. Миловского.
Установившаяся в Сарапуле в 1918 г., советская власть, нанесла огромный урон всем религиозным конфессиям. В 1924 г. в Сарапуле начинает активную деятельность Союз Воинствующих Безбожников. Различные акции, лекции преследовали одну цель – подготовить общественное мнение к уничтожению православной церкви и религии вообще, как основы духовной жизни горожан. В годы советской власти было репрессировано и уничтожено почти всё сарапульское духовенство и наиболее активная часть верующих. И только в 90-е годы ХХ века в обществе началось активное возрождение интереса и доверия к религии, как по всей стране, так и в Сарапуле.
История Сарапула, его богатого культурного наследия, всей его городской жизни, неотделима от истории двух мировых религий: христианства и ислама.
Литература:
Шепталин, А.А. Сарапул. Сарапулъ. Сарапуль: историко-краеведческие очерки / А.А. Шепталин. – Ижевск: Удмуртия, 2007. - 376 с.: ил.
Шумилов, Е. Ф. Христианство в Удмуртии: цивилизационные процессы и христианское искусство. 16 – начало 20 века / Е. Ф. Шумилов. – Ижевск: ИД «Удм. ун-т», 2001. – 434 с.